В ленте трейлер сериала "Екатерина Великая" от HBO, скриншоты первого кадра сериала про Николая II от Нетфлиск, с заснеженным мавзолеем Ленина в феврале 1905 года, кое-где еще обсуждают "Чернобыль" и говорят о прокате французского "Курска".
Всё это, конечно же, напичкано западными идеологическими конструктами, но выпускается не государственными, а частными кинокомпаниями, ориентированными на получение прибыли, а значит на максимально широкий охват аудитории.
Все эти фильмы, конвеером идущие друг за другом, явный показатель того, что интерес аудитории к России есть, и интерес этот огромен.
Ну и как ему не быть, если в глазах этой аудитории Россия сегодня это страна, назначающая президентов, отделяющая страны от Евросоюза и присоединяющая к себе территории соседей.
Удовлетворят этот запрос аудитории легко. История России, хоть новейшая, хоть древняя изобилует таким количеством тем и сюжетов, что экранизировать их можно до бесконечности, не рискуя аудиторию пресытить.
На этом фоне исторический кинематограф в России выгляди просто убого. И в первую очередь потому, что среди кинематографистов просто нет людей, которым история России была бы интересна хотя бы на уровне западного обывателя.
Вот я на днях посмотрел фильм The Professor and the Madman, который у нас шел как "Игры разумов". Мне и френды советовали, и жена настаивала, а я всё сомневался. Тема-то вроде не слишком зажигательная.
Это фильм о составлении Оксфордского словаря английского языка. Фильм про составление словаря. Понимаете?
Не про морские баталии, не про дворцовые перевороты, не про покорение разных краёв земли, не про восстания, банды, политические интриги, революции и контрреволюции, крушение и рождения империй. Нет. Это фильм про филологию.
И это потрясающий фильм. Лучшее, что я видел за последнее время. Динамичный сюжет от которого не оторваться. Кипение страстей. И мощнейшая идеологическая составляющая - это фильм о подлинном христианстве, о научном служении, об империи.
Фильм прекрасно снят. В нем великолепно играют Мел Гибсон и Шон Пенн. Очень недурна Натали Дормер, памятная нам по ИП. Великолепны интерьеры, костюмы, пейзажи. Все сделано со вкусом, любовью и профессионализмом.
Но помимо позитивных эмоций от фильма у меня осталось горькое послевкусие. Я хотел бы такой фильм про Владимира Даля. Про автора нашего, русского словаря. И я знаю, что такого фильма не увижу никогда, притом что его жизненные перипетии объективно стократ ярче, кинематографичней, чем были у его британских коллег.
Это мог бы быть настоящий гимн нашей культуре, нашей империи, нашей Новороссии и другим ее краям. Но его некому спеть. Мы превратились в нацию с умирающей культурой и ленивыми толстыми янычарами занимающие место людей, признанных эту культуру творить. Это мне кажется куда более опасным для нашего будущего, чем все экономические, политические и прочие затруднения, сколь бы велики они ни были.