Несмотря на откровенное везение, ситуация в белорусской экономике остается сложной. Платежный баланс (ввод-вывод валюты) хоть пока чуть выше нуля, но это временно, и белорусский рубль придется девальвировать (=вспомним 2011 г), чтобы уменьшить отток валюты, и это в предверии президентских выборов. Несколько дней назад Россия опять заморозила выделение траншей на $600 и $200 млн, т.е. ожидается резкий спад золотовалютных резервов из-за выплат долгов. Российские гос. банки тоже не горят желанием финансировать дефициты Беларуси. Тут три основные проблемы;
Рейтинг Лукашенко: - неизвестен. Администрация Лукашенко уничтожила независимую социологию и теперь любой аналитик может "рисовать" уровень его поддержки как ему нравится. Сейчас устоявшийся консенсус рейтинга Лукашенко (=на западе) - 25 % в общем и около 0 у молодежи. Соответственно устойчивость режима оценивается как низкая и возможность того, что его скинут на следующих выборах, как допустимая (=насколько это корректно, не берусь сказать).
"Белорусский режим": - западными институтами администрация Лукашенко признается как авторитарная, и если она будет заменена или трансформирована в комплиментарный режим, то это правительство может вполне отказаться выплачивать долги и западный суд может это решение вполне поддержать, по тем же причинам, по которым простил долги иракские (Хуссейна) и скорее всего простит долги украинские (Януковича). Это требуется учитывать российским гос.банкам.
"Реформы": - в современном состоянии Беларусь все менее способна возвращать взятые долги. Любые выделенные средства используются на прокорм населения (=популизм для поддержания реноме "народного президента" в выборный год). Средств на инвестиции остается недостаточно и они расходуются неэффективно («на и отвянь»), и как результат экономика Беларуси упрощается и съеживается. Соответственно, выплата долгов зависит полностью от внешних дотаций. Это требуется учитывать всем, особенно МВФ.
Беларусь фактически сможет выплатить столько долгов, сколько Россия перечислит ей денег. В условиях политической неопределенности (=участь российских дотаций и политическое будущее Лукашенко) - Россия, российские банки, МВФ и западные банки подходят к рефинансированию Беларуси крайне осторожно. Лукашенко должен определиться - либо Беларусь интегрируется в Россию на российских условиях, и будет одна реальность, либо он рвет с Россией и идет на Запад — и будет другая реальность. Подвешенное состояние не устраивает ни одного игрока, уже, т.к. неопределенность = риск, а риск должен оплачиваться.
От себя могу добавить, что Макей закидывал удочки Лаврову на предмет проекта "моста между Западом и Востоком" на саммите СНГ 5 апреля. Беларусь переходит на содержание России и становится хостом Хельсинки-2, где Россия и Европа заключают новые Минские соглашения по Украине и по более общим вопросам. Беларусь стремительно избавляется от русского языка и интегрируется в западные структуры. Взамен России предлагается "нейтральная" площадка для переговоров с Европой и возможное (!) снятие санкций. Лавров высказал молчаливое одобрение плана, несмотря на расхождение с инструкциями АП РФ. 30 апреля делегация Минского диалога (финасируется фондом Конрада Аденауэра и имеет теснейшие связи с австрийским посольством) во главе с агентом влияния Великобритании Прейгерманом прибудет в Россию на круглый стол РСМД с попыткой продать Хельсинки-2 взамен на десятки миллиардов дотаций от России ежегодно.
Помимо проевропейских кругов МИД РФ, Хельсинки-2 лоббируется рядом российских групп влияния, о которых мы
писали ранее.
Согласие на этот план приведёт к потере Россией всей сферы влияния в Европе, потому что фактическое управление переговорной площадкой будет осуществляться евроатлантистами (американцами и британцами).