
Понятно, что большая часть вопросов не касается истории — ребенок нашел человека, который выслушает самый глупый вопрос и пользуется этим. Сегодня вот снова слушал о скептическом отношении детей к демократии — и написал бы об этом, но девочка рассказала мне историю, которая заставила меня на секунду даже усомниться в том, что я способен на самостоятельную мысль.
Девочка начитанная, среди прочего читала и «Занимательную Грецию» Гаспарова (да, я рекомендую ее всем ученикам). А начитавшись, она обдумала книгу и ей пришла в голову блестящая шутка: ведь если взять персики и грецкие орехи, то они будут как персы и греки и можно разыгрывать сражения. Девочка со смехом рассказывала, что фрукты и орехи у нее отобрали родители, поэтому до дела она не дошла — а так было бы смешно, если бы дошла!
Я улыбался и кивал. Дело в том, что мне тоже приходила в голову эта шутка; и тоже после прочтения в детстве Гаспарова. Идея войны персиков и грецких орехов показалась мне тогда дико остроумной, но я был более ловкий и скрытный – родители не успели у меня ничего отобрать, поэтому я нашел карту Марафонского сражения и выстраивал боевые порядки на полу комнаты. Еще я стащил иголок и вооружил ими бойцов. Вскоре весь пол моей комнаты был залит липкой персидской кровь. Неудача настигла меня только под конец: мне пришло в голову, что греческий военачальник должен пасть, пронзенный персидкими стрелами, с какой-нибудь благородной речью на устах. Но в грецкий орех тяжело было вогнать иголки, поэтому рука соскользнула и иголку я вогнал себе под ноготь.
Все эти воспоминания пронеслись у меня в голове за секунду. И, должен сказать, по непонятной мне самому причине я почуствовал легкую обиду — я был убежден, что это моя история.
Даже ноготь от расстройства заболел.