
Но это результат более глубинных изменений в том, как принимаются решения о покупке софта. "Дни, когда софт выбирало руководство компании, ориентируясь на IT-совместимость и KPI, прошли. Теперь сотрудники говорят начальству, что нужно купить." Этот же сдвиг позволяет клиенту начать не с большой закупки, а с малого частного внедрения. И далее масштабировать использование по мере получения пользы и расширению сценариев использования.
Со стороны поставщиков услуг это означает меньше денег в начале, но зато конкуренцию на почве реальной оказываемой пользы и долгосрочной ценности, а не "заноса контрактов сверху".
Вторая важная составляющая — это "мегатренд на автоматизацию, внедрение AI и использование API". Ценность продукта не обязательно растет с увеличением числа прямых пользователей. Поэтому более глубокий сдвиг на оплату использования, а не лицензий доступа кажется ключом к будущему успеху.
TechCrunch дает четыре совета для внедрения модели оплаты по использованию:
🧸 Используйте тактику "Land-and-expand". Начните с малого внедрения, которое докажет ценность, далее расширяйте использования. Многие стартапы боятся, что инвесторам не понравится такой подход, потому что "клиенты не залочены на подписку". Но в реальности инвесторы, играющие в долгую, как раз ценят такие компании больше.
🧸Выберите подходящую метрику использования. Подумайте, что является единицей ценности, за которую клиент захочет заплатить? Важно, чтобы этот показатель был достаточно инвариантным относительно ваших клиентов. Это облегчит общую коммуникацию. Ключевые критерии такой единицы: основана на ценности, гибкая, масштабируемая, предсказуемая и реализуемая.
🧸Платите вашим "продажникам" не только за первые продажи. В отличие от традиционных моделей, модель оплаты за использование требует продолжения взаимодействия с клиентами: нужно убедиться, что продуктом пользуются, клиент с ним успешен и "прилипает" к нему со временем.
🧸Вы не можете предсказать, кто ваш лучший клиент. В отличие от подписочной модели, уровень использования не так предсказуем. Это означает, что вам нужно серьезно инвестировать в инструменты и людей, чтобы уметь это предсказывать. В таких компаниях прогнозирование становится упражнением по глубокому анализу данных.
https://techcrunch.com/2021/01/29/subscription-based-pricing-is-dead-smart-saas-companies-are-shifting-to-usage-based-models/