Size: a a a

Жалкие низкочастотники

2019 January 16
Жалкие низкочастотники
О, интересная статистика по частоте употребления букв в зависимости от языка и положения в слове. Источник и комментарии тут bit.ly/2FvBDri. Via twitter.com/linguopunk_ru.
источник
2019 January 19
Жалкие низкочастотники
Почти год назад я упоминал t.me/pathetic_low_freq/39 PingFS -- файловую систему, хранящую данные в ICMP пакетах в сети. А недавно мне попался проект DNSFS -- файловая система для хранения данных в DNS кэше чужих серверов. Вот довольно подробное описание экспериментов: bit.ly/2Mkxpn1, а тут код bit.ly/2DklNxk
источник
2019 January 20
Жалкие низкочастотники
Немного про связь времён и чугунное легаси.

Известно, что стандартный размер текстового терминала (80х24 символа, реже 80х25) остался от аппаратных терминалов bit.ly/2R2cyp1, а те унаследовали этот формат от размера перфокарты. Даже окно командной строки в Windows до сих пор имеет такой размер по умолчанию. Менее известный факт в том, что стандарт перфокарт IBM 80-column punched card bit.ly/2W5SMgg, принятый в 1928 году (80х12, межсточный интрвал = 1 строке), заимствовал физический размер карты у перфокарт Германа Холлерита bit.ly/1UKYeQ8, изобретателя перфокарт вообще и основателя компании Tabulating Machine Company, одной из компаний, слияние которых позже породило IBM. Этот самый Герман Холлерит придумал, в частности, табулирующую систему для сбора и обработки статистики переписи населения в США в 1890 году. Задача оптимизации обработки статистики стояла остро, например, результаты предыдущей переписи 1880 года обрабатывались 8 лет. Оптимизировали, как могли, в частности, приспособили к перевозке перфокарт стандартные контейнеры Министерства Финансов, использовавшиеся для перевозки денег. Размер купюры в то время был заметно больше bit.ly/2W79ED6, поэтому перфокарты для переписи сделали того же размера.

Итого, физический размер перфокарты IBM 80-column punched card равен размеру купюр, имеющих хождение в США с 1862 до 1923 года. На холлеритовских перфокартах было 24 колонки, а на новых, образца 1928 года, сделали уплотнение ширины от 3 к 10 и получилось 80. Число столбцов получилось таким, скорее всего, просто потому, что в то время на большинстве печатных машинок стандартная плотность шрифта была 12 символов на дюйм, что даёт максимум около 88 столбцов на карточке шириной 7 3⁄8 дюйма. Если вычесть место под поля и округлить, то получится как раз 80. Плотность шрифта 12 pitch была введена компанией Remington Typewriter где-то между 1886 и 1891 годами (до этого стандартом было 10 pitch), названа Elite, и быстро подхвачена другими производителями печатных машинок bit.ly/2DmoK0r. В итоге, размер окна терминала в символах обусловлен, по всей видимости, отношением размеров долларовой купюры образца 1862 года и стандартом плотности шрифта печатных машинок, введённым примерно в 1890 году.

Бытует мнение, что современные графические разрешения также восходят к размеру перфокарты. Отчасти это так, но есть нюансы. Помимо этого есть другие факторы, влияющие на разрешения экрана. Во-первых, это склонность программистов округлять всё до степеней двойки (у советской БК, например, были графические режимы 512х256 и 256х256). Во-вторых, необходимость учитывать физические неудобства и специфику дисплеев, разные отношения сторон экранов (16:9/4:3/...), разное число строк в развёртке и прочий зоопарк bit.ly/1ZF4glD. Но, действительно, первым графическим стандартом IBM стал в 1981 году CGA bit.ly/2QY0Coo, и там использовался подход, сопоставляющий каждому обычному текстовому знакоместу некоторый прямоугольник пикселей. Так, из текстового режима 80х25 знакомест получилось 640х200 пикселей, а из режима 40х25 -- 320х200 пикселей. Дальше, среди прочих разрешений в течение уже почти 40 лет из CGA умножением на разные константы получились затем всякие VGA, SVGA, SXGA и так далее, до современных монстров типа WHUXGA (7680×4800) bit.ly/2sCFryA.
источник
2019 January 21
Жалкие низкочастотники
Сети принесли прекрасное: статья bit.ly/2Dp1Ghz, сравнивающая статистику игр в "дилемму заключенного" bit.ly/25ulE0W для обычных людей, диагностированных психопатов и банковских трейдеров.
источник
2019 January 24
Жалкие низкочастотники
Довольно стрёмная история про отладку и правку кода в продакшене во время  миссии Apollo 14 в 1971 году. Ролик на 11 минут: bit.ly/2B150Op
источник
2019 February 03
Жалкие низкочастотники
В университете Carnegie Mellon c 2007 года проводится конференция ACH SIGBOVIK bit.ly/2Gj68jQ, что расшифровывается как Association for Computational Heresy, Special Interest Group on Harry Queue Bovik. Сам Гарри Бовик является виртуальной легендой Карнеги Меллон -- это мифический персонаж, якобы окончивший университет в 1965 году и с тех пор работающий там (с 1981 года в должности Senior Computer Scientist). С 1991 ведётся его сайт bit.ly/2t2Hmwr, где присутствует библиография, включающая много вымышленных безумных научных статей (в несуществующих журналах) в духе "On The Inevitability of Manic-Depressive Behaviour in Artificially IntelligentPrograms", "Wind-Driven Disk Drives" или "Parallel Languages for Parallel Universes", а также пара выдуманных патентов на тему гипердрайва. У него также есть твиттер bit.ly/2Uwv2jE и линкедин bit.ly/2WCQcyt. Бовика периодически используют для розыгрышей и шуток над студентами, а также в качестве стандартного примера (примерно как John Doe). Кстати, в Georgia Tech есть аналогичный персонаж, George P. Burdell c яркой биографией bit.ly/221lFqE.

Конференция ACH SIGBOVIK ежегодно проводится в день рождения Бовика, 1 апреля, все труды прошлых лет доступны на сайте, и хотя читать их сложно, среди полной ереси и стёба там изредка попадаются интересные штуки. Например, в 2017 году Tom Murphy опубликовал там компилятор C в исполняемый x86 код, содержащий только печатные символы bit.ly/2WG0T3w, а в прошлом году была работа про схемы логических вентилей на основе трёхмерных шахмат (искать по "Chess Circuits sigbovik"). В этом году приём работ уже открыт bit.ly/2Tv3Rpg (но они пока не настроили приём в EasyChair), и продлится до 3 марта. Если не поленюсь, думаю подать туда свои зеркальные QR-коды bit.ly/2UEp8gG.
источник
2019 February 05
Жалкие низкочастотники
Эти фигуры называются фигурами Хладни https://bit.ly/2AziRvl, в честь Ernst Chladni, который в 18 веке повторил эксперименты Гука 17го века с мукой и смычком и описал их в своей книге bit.ly/2Tw708r. Вот более наглядное и подробное видео bit.ly/2RFNILU.
источник
2019 February 08
Жалкие низкочастотники
Американская художница Everest Pipkin bit.ly/2RPqgMm взяла несколько тысяч доступных изометрических тайлов с Deviantart, Opengameart и т.п., обучила на них DCGAN и сгенерировала новый tileset bit.ly/2TBiPKs. Получилось довольно глитчово, но для какой-нибудь артхаусной постапокалиптической игры вполне сойдёт, на мой взгляд. Обсуждение тут: bit.ly/2N2fP7H
источник
2019 February 11
Жалкие низкочастотники
В университете MIT скоро уже как 40 лет есть традиция: раз в год, в пятницу, предшествующую третьему понедельнику января, проходит игра MIT Mistery Hunt. По общей структуре она отчасти похожа на Encounter, Бегущий Город или Ночной дозор -- организаторы готовят головоломки и загадки, а команды, последовательно или параллельно отгадывая их, должны как можно быстрее дойти до финиша. Часть задач имеют привязку к местности, к кампусу, его истории и мифологии. Но основная специфика Mistery Hunt состоит в том, что она проходит в MIT, поэтому головоломки в ней бывают крайне хардкорные, с научным или эзотерическим уклоном. В этом году, например, к финишу пришла лишь одна команда (играло больше 100 команд и около 2000 человек). Игра обычно длится около 1-2 суток (хотя в 2013 году игра затянулась на 75 часов) и включает в себя около 150 головоломок, включая всякие скрытые задания и мета-головоломки. Победившая команда становится организатором игры на следующий год.

Вот официальный сайт игры bit.ly/2HQXXde, вот немного про неё в википедии bit.ly/2ByU0b7. Здесь свежий отчёт одного из участников (кстати, автора хорошего блога по нейросетям) об игре 2019 года bit.ly/2MXz16c.

А вот небольшая подборка из старых головоломок: квантовый сапёр bit.ly/2BsWBn6, аудиозагадка для сисадминов bit.ly/2RUmDVo, эмодзи-шифр bit.ly/2N6ReP7, недоопределённое судоку bit.ly/2BsWDeI, фонетический шифр bit.ly/2GAMrE5.
И много других тут: bit.ly/2GlYN3O
источник
2019 February 14
Жалкие низкочастотники
Барселона известна очень интересными квадратными паттернами своих кварталов (см., например, на верхней части картинки, или тут bit.ly/2Ea2uXR). Этот проект планировки принадлежит каталонскому градостроителю девятнадцатого века Ildefons Cerdà bit.ly/2tnK6EO. На нижней части картинки -- фото его надгробного камня на кладбище Montjuic.
источник
2019 February 15
Жалкие низкочастотники
Товарищи из Berkeley изучают латентное пространство эмоций по асессорским оценкам 2К возгласов: сначала оценили по сложной многомерной системе с перекрытием, потом кластеризовали оценки и свели к 24 основным паттернам, потом построили t-SNE проекцию этого пространства. Интерактивная визуализация (осторожно, громкие смешные звуки!) bit.ly/2Tv1nHn, сама статья: bit.ly/2BCgU1b
источник
2019 February 18
Жалкие низкочастотники
Нашёл в блоге у Dmitry Shintyakov семейство клеточных автоматов Single Rotation bit.ly/2trIlqj с интересными свойствами: они обратимы и сохраняют число живых клеток, но демонстрируют нетривиальную динамику.
Посты Дмитрия по теме: bit.ly/2Nje6el, онлайн редактор: bit.ly/2SaAebo, красивая визуализация: bit.ly/2X9cJ6o.
источник
2019 February 24
Жалкие низкочастотники
Давно хотел рассказать здесь байку, которую никогда раньше не записывал. Лет пять назад я навещал друга детства, который нынче живёт в Огайо и занимается строительством. Другу по делам надо было заехать на один объект, и там, пока я его ждал, я познакомился с пожилым (лет под семьдесят) супервайзором проекта, назовём его Аллен. Мы с Алленом обменялись дежурными фразами, я упомянул, что моя работа связана с компьютерами. Дальше у нас произошёл примерно такой диалог:

А: А, понятно, компьютеры.
Я: Да, но, не обычные, а большие, для специальных расчётов.
А: О, суперкомпьютеры? Я помню, в семидесятых, мне доводилось с ними работать в Калифорнии.
Я: Должно быть, это были Cray?
А: Да, кажется, да, мы разрабатывали расчётный алгоритм на таком суперкомпьютере, только нам его не показывали.
Я: Почему?
А: Ну, мы были гражданскими учёными, и нас привлекли на военный проект для расчёта баллистики. Суперкомпьютеры стояли в одном цеху, а нас пускали только в соседний, куда были выведены терминалы ввода. Мы загружали наш код в терминал ввода, долго ждали, а потом нам приносили распечатки вывода. Но однажды мы его всё-таки видели, можно сказать.
Я: Это как?
А: Мы тогда много дней искали ошибку, которая приводила к зацикливанию, не могли понять, что там происходит. Однажды ночью мы приехали на объект и, пока нам никто не мешал, запустили код и стали тепловизором через стену искать горячие участки на блоке памяти (он употребил слово hotspots). Так мы локализовали проблему в памяти, а дальше уже вычислили, что конкретно вызывает зацикливание, и устранили ошибку. Так что можно сказать, что я видел Cray, но только в тепловизоре и через стену.

Вот так я на стройке в Штатах случайно познакомился с Алленом, который утверждал, что в семидесятых дебажил Cray тепловизором через стену.
За правдивость его истории я не отвечаю, за что купил, за то и продаю :)
источник
2019 February 25
Жалкие низкочастотники
Наглядная визуализация о распространенённости языков (по числу носителей). Источник bit.ly/2GHCndr, там же более подробная картинка.
источник
2019 February 26
Жалкие низкочастотники
Существует направление, следуя которому с Гавайев, можно пересечь линию перемены дат 7 раз. Основная причина такой аномалии - государство Кирибати bit.ly/2SnyNal, где теперь есть часовой пояс UTC+14 bit.ly/2IBqCHm, первым на Земле встречающий Новый Год. До того, как подвинули линию, Кирибати с населением около 100К и площадью около 800 км² находилось в двух разных датах одновременно, что немного мешало делам.
Источник: bit.ly/2X8CfJ3, старая подборка странных фактов про даты и время: bit.ly/2StqLvU
источник
2019 February 27
Жалкие низкочастотники
Мы тут с Гришей Сапуновым (экс-яндексоид, ныне известный machine learner из компании Intento) решили, что, раз уж оба, каждый для себя, регулярно читаем какие-то научные статьи по машинному обучению и нейросетям и пишем себе какие-то заметки, можно сделать на двоих общий канальчик и шарить там краткие разборы попавшихся нам интересных штук. Поэтому мы завели вот такой канал @gonzo_ML.

Кому интересно — добро пожаловать, но там будет не научпоп, а заметки для людей более-менее в теме.
источник
2019 February 28
Жалкие низкочастотники
В рубрике "странные роботы": BionicFlyingFox от Festo. Кинематика летучей мыши. Мозги, к сожалению, внешние, как и position tracking. Но всё равно симпатично. Подробнее: bit.ly/2CIgw0V, bit.ly/2C724jR.
источник
2019 March 01
Жалкие низкочастотники
источник
Жалкие низкочастотники
Когда интернета ещё не было, компьютеры соединялись друг с другом телефонными звонками с помощью модемов. Тогда же появился wardialing bit.ly/2Tcfp4Z -- техника прозвона большого числа случайных номеров с целью поиска интересных компьютерных систем. Сначала она называлась hammer dialing, а потом в 1983 году вышел полюбившийся народу точностью технических подробностей фильм WarGames bit.ly/2VnHvqi, сюжет которого был с ней связан, и техника прочно переименовалась в wardialing.  Юридически это тогда находилось в серой зоне, но позже в разных странах приняли различные запрещающие/ограничивающие правила.

Звонили, конечно, не руками. Помню, популярными утилитами были ToneLoc и THC-SCAN, а из появившихся в этом веке я слышал о WarVOX bit.ly/2EnVsO6. На АТС с импульсным набором за день можно было обзвонить пару тысяч номеров. Помимо модемов попадались факсы, PBX, сердитые люди, а также всякие неведомые штуки. Найденными интересными номерами потом обменивались и делились во всяких e-zines, вроде bit.ly/2TrhV6o.

Годы спустя, на заре беспроводного интернета появился семантически родственный wardriving bit.ly/2Bbid7f -- техника сканирования улиц на автомобиле с целью поиска и составления карты открытых wifi-сетей. Энтузиасты придумали также помечать места с открытым доступом специальными значками мелом, т.н. warchalking bit.ly/2T64Zng (см рисунок слева). Любопытно, что эта идея, судя по всему, появилась по аналогии с hoboglyphs bit.ly/2tI0XCp -- тайным языком символов, используемых бездомными в США со времён Великой Депрессии для обозначения питьевой воды, злых собак, мест для ночлега и т.п. (см картинку справа).

Ожидаю возрождения традиции в виде warflying на базе дронов со сканнерами wifi/bluetooth.
источник
2019 March 04
Жалкие низкочастотники
Внезапно: VR-эксплорер для гиперболических пространств. Сайт проекта: bit.ly/2EI9k7a, видео: bit.ly/2IQ31Tk
И до кучи: VR-эксплорер Mandelbulb-а bit.ly/2NKgzyA, это такой 3d аналог фрактала Мандельброта на кватернионах bit.ly/2HeadTh
источник