Size: a a a

Жалкие низкочастотники

2019 March 05
Жалкие низкочастотники
Мощный пост от Stanislas Chaillou из Школы Дизайна Гарварда про применение ML в архитектурном планировании, очень рекомендую хотя бы пролистать: bit.ly/2XDhjtJ.
Помимо безумных завораживающих картинок радует системность подхода.
источник
2019 March 10
Жалкие низкочастотники
Сегодня, оказывается, ровно год этому канальчику. По этому поводу я хотел рассказать про историю появления его названия, но передумал, может, расскажу ещё через год. Напишу лучше трешовый пост про азбуку Морзе:

Намедни товарищ рассказал мне, как случайно поселился на ночь в отеле, где проходил слёт энтузиастов азбуки Морзе. Мы немного пошутили на эту тему, а потом я задумался, а чего вообще такого эзотерического можно сделать с помощью азбуки Морзе. Естественно, подумал про палиндромы и полез поискать в сети, что на эту тему уже есть готового. Докладываю:

0. Число 73 является палиндромом как в записи азбукой Морзе, так и в двоичной записи.

1. Если игнорировать паузы между буквами, то самое длинное известное английское слово, являющееся палиндромом в записи азбукой Морзе -- "INTRANSIGENCE" (13 букв), оно кодируется в 28 сигналов "**–*–*–**––******––**–*–*–**". С другой стороны, слово "RAPHAELESQUE" из 12 букв кодируется в 32 сигнала "*-**-*--******-**-******--*-**-*", т.е. имеет самую длинную известную запись-палиндром в виде кода Морзе. Большие словари таких английских слов-Морзе-палиндромов есть, например, тут bit.ly/2tVMKlw и тут bit.ly/2hB7itR. А вот тут bit.ly/2NSyGCm есть немного немецких слов, в том числе слово Reittier ("*-****--****-*"), являющееся палиндромом и в немецком, и в коде Морзе.

2. Но игнорировать паузы между буквами неправильно, потому что на слух звуковой код таких строк палиндромом уже не будет! Чтобы учесть паузы, можно построить таблицу, какая буква в какую переходит при зеркальном отражении её кода, и искать с её помощью настоящие палиндромы. Например, слово "ROTOR" имеет код ("*–* ––– – ––– *–*") и является, таким образом, истинным палиндромом в коде Морзе (а также в русском, английском, немецком языках). Можно также пытаться составлять предложения-палиндромы, например, REBEL OWNS SAGO FEVER ("*-* * -*** * *-** / --- *-- -* *** / *** *- --* --- / **-* * ***- * *-*"). Небольшой словарик доступных для этого английских слов (т.е. слов, отражающихся в другие валидные слова) есть тут bit.ly/2Hpoz6T.

3. Хороших русских словарей я вообще не нашёл, поэтому бегло построил словарик сам. Помимо банальных (вроде "РОТОР", "ТОПОТ", "ПОТОП") нашлось слово "СИФИЛИС", которое в коде Морзе выглядит как "*** ** **−* ** *−** ** ***", и слово "НАБОЖНА" ("−* *− −*** −−− ***− −* *−").

Такие дела.
источник
2019 March 11
Жалкие низкочастотники
Барабанные ритмы и где они обитают
На длинных выходных нашлось время доделать старую затею: взял несколько сотню тысяч доступных онлайн midi-файлов, выделил из них 33К нетривиальных повторяющихся перкуссионных паттернов, а потом упаковал их в латентное пространство с помощью VAE/ACAI нейросети. Интерактивная визуализация (со звуком) доступна тут bit.ly/2TrgtSx, почитать подробнее можно на медиуме bit.ly/2J4GemE, а на гитхабе можно скачать несколько тысяч новых, сгенерированных нейросетью ритмов bit.ly/2EQ3Gil
источник
2019 March 21
Жалкие низкочастотники
Студенты из Осло собирают прототип чего-то типа LED-дисплея на базе ферромагнитной жидкости. Тредик с подробностями: bit.ly/2URTWuU
источник
2019 March 22
Жалкие низкочастотники
SHI Weili обучил GAN на данных NASA восстанавливать спутниковое фото участка поверхности Земли по карте высот, уровню воды и гео координатам, a затем использовал эту сеть для "мелиорации" Марса, т.е. построил изображения Марса как бы с земным климатом и геологией.
Видео облёта планеты: vimeo.com/313612849
Сайт проекта: bit.ly/2UOKtnZ
источник
2019 March 26
Жалкие низкочастотники
Внезапно: на канализационных люках в Оклахоме нарисована локальная карта + точка "вы находитесь здесь".
Надпись на люке "A LAND RUN CITY" -- отсылка к земельным гонкам 22 апреля 1889 года, когда 8 тысяч квадратных километров земли распределялись между гражданами бесплатно по принципу "кто первый добежит и займёт", в результате чего город Оклахома и появился.
Кстати, на реддите есть отличный канал про канализационные люки с немного стрёмным названием https://www.reddit.com/r/manholeporn
источник
2019 March 27
Жалкие низкочастотники
Авторы свежей статьи bit.ly/2JIgm0r утверждают, что нашли алгоритм умножения целых чисел за O(n log n), работающий для достаточно больших чисел (от 2^4096 бит в двоичной записи). С точки зрения теории это большой шаг, предыдущей вехой был, кажется, алгоритм Шёнхаге—Штрассена bit.ly/1QrwSvo 1971 года, который давал сложность O(n log n log log n) и его последующие косметические доработки. С точки зрения практики эффекты пока не так понятны. Сложность статьи заметно выше моего уровня, так что подождём подтверждений/опровержений ;)
источник
2019 March 28
Жалкие низкочастотники
Товарищ Lingdong Huang придумал рекурсивный язык RRPL bit.ly/2UkvHrS для описания структуры начертания глифов и использовал его для кодирования 5000+ классических китайских иероглифов bit.ly/2CEfns4, а затем сделал поверх этого несколько странных визуализаций bit.ly/2CHe3Vf. Самая весёлая из них -- такая: он сделал t-SNE проекцию пространства описаний иероглифов на плоскость и построил для них кратчайший маршрут полного обхода (TSP) bit.ly/2FJREZH (оно же на гифке выше).

Ну и чтоб два раза не вставать: у товарища Raven Kwok нашлось несколько интересных экспериментов в духе ascii-art на базе иероглифов. Например, бегущую горизонтальную синусоиду bit.ly/2CGGvXB и волны плотности на поле знаков bit.ly/2U7QcJq
источник
2019 March 29
Жалкие низкочастотники
USSOCOM bit.ly/1OzKLUH (командование спецопераций США) заключило контракт yhoo.it/2HMQCho на поставку экзоскелетов с Sarcos Robotics sarcos.com, которые делают штуки вроде той, что на гифке.
Что вообще может пойти не так? Пойду, что ли, MechWarrior заново пройду. А вы видео посмотрите: bit.ly/2HYNzC7
источник
2019 March 31
Жалкие низкочастотники
Бытует легенда, что в раскладке QWERTY, унаследованной от печатных машинок, буквы частотных комбинаций специально расположены так, чтоб их приходилось набирать одним и тем же пальцем, т.е. чтобы литерные рычаги не сталкивались и не "залипали". То есть, современная клавиатура специально рассчитана для замедления скорости печати. После того как Коэльо пересказал эту байку в книге "Вероника решает умереть", она стала крайне популярной в народе. Но это неправда, а реальная история происхождения раскладки интереснее и является хорошим аргументом в пользу принципа бритвы Хэнлона.

Кристофер Шоулз bit.ly/1ZakuqM запатентовал bit.ly/2FCXn1Y свою первую машинку в 1868 году. Клавиатура на ней была похожа на пианино: 36 клавиш в два ряда, буквы по алфавиту, ноль и единица отсутствовали, т.к. заменялись при печати буквами O и I. Дальше он несколько лет дорабатывал конструкцию, в т.ч. изменил клавиатуру: сделал 4 ряда клавиш, в первом ряду были цифры, во втором -- гласные и знаки, в нижних двух остались согласные по алфавиту. Получилась вот такая раскладка с неудобной, но понятной инженерной логикой:

2 3 4 5 6 7 8 9 -
A E I . ? Y U O ,
B C D F G H J K L M
Z X W V T S R Q P N

Затем ещё лет 20 отдельные буквы переставлялись по различным причинам (хороший разбор bit.ly/2Abi1D8), в основном, после общения с потенциальными покупателями. Визит в 1870 к Эдисону в American Telegraph Works привёл к таким изменениям: букву I (напомню, она заменяла единицу) подтянули вправо к 8 и O, чтобы проще было набирать актуальные даты вроде I87O; S поместили между Z и E, т.к. телеграфисты, с трудом различая на слух морзянку для Z (... .) и SE (.../.), часто определяли их из последующего контекста, после чего им надо было быстро нагонять набор, так что эти буквы хотелось иметь рядом; часто используемые буквы W и T подняли в основной ряд, и т.п.. Потом продажа технологии Ремингтону в 1873 году привела к тому, что буквы Y и R по просьбе покупателя тоже подняли в первый ряд. По легенде это было сделано для того, чтобы на основном ряду можно было быстро набрать название бренда TYPE WRITER для эффектной демонстрации конечным покупателям в магазине, но подтверждений этой истории нет. После сделки с Ремингтоном бизнес машинок для телеграфистов стал неплохо расти, а в 1882 году Ремингтон решил сам выпускать машинки для стенографистов, и вместе с изобретателем метода шестипальцевого набора William Ozmun Wyckoff открыл под это отдельную компанию, а чтобы уйти из-под изначальных патентов, они косметически переставили ещё несколько букв (C, X и M). В результате получилась примерно та раскладка, которую мы имеем сегодня.

Многие национальные раскладки по миру унаследованы от QWERTY: в Германии принята QWERTZ, во Франции AZERTY. В конце ХХ века у нас тоже на какое-то время получила большую популярность раскладка ЯВЕРТЫ, в основном в связи с кустарной руссификацией первой волны зарубежных ПК типа ZX Spectrum. Сейчас она гордо называется "фонетической раскладкой" bit.ly/2U6bUgF, но соответствия букв вроде Я<->Q и Ь<->X далеки от фонетики; честнее будет сказать, что она использует в качестве основы кодировку КОИ-7 bit.ly/2U53GWa, которая, в свою очередь, восходит к внутреннему коду БЭСМ-6 (см инструкцию "АВТОКОД БЭСМ-6" 1967 года, страницы 66-67 bit.ly/2V9dRFw). Но основной раскладкой в СССР всегда была ЙЦУКЕН bit.ly/2OAJCVz, восходящая к дореволюционной и дореформенной ЙIУКЕН (см, например, упоминание в статье 1912 года bit.ly/2YEfz40), именно в таком виде американские машинки продавались в дореволюционной России. Откуда взялась эта ЙIУКЕН, точно не известно, но, судя по статистике, при её разработке пытались учесть однобуквенные частоты. В Ководстве у Лебедева bit.ly/2Wvd7uA были также некоторые мысли о её сходстве с русской наборной кассой.
источник
Жалкие низкочастотники
Идея оптимизации раскладки под скорость набора существует давно и периодически возрождается. Ещё во времена Шоулза существовала ветвь машинок Blickensderfer bit.ly/2V7ewY5, раскладка которых строилась вокруг волшебной строки DHIATENSOR, по расчёту автора содержащей 70% буквоупотреблений. Эта ветка не выдержала конкуренции, но новую жизнь идея оптимизации обрела в работах Августа Дворака bit.ly/2O2a9xT -- он, опираясь на физиологию кистей рук и на статистику текстов, в 1932 году предложил оптимизированную раскладку имени себя. Например, в первоначальной её версии цифровой ряд выглядел так: 7531902468. Захватить рынок такой революционной оптимизации не удалось, но в восьмидесятых интерес к раскладке Дворака был оживлён её нативной поддержкой в продуктах Apple (начиная с модели Apple II bit.ly/2TIBZxb). В этом веке прогресс продолжается: довольно известна автоматически расчитанная раскладка Colemak bit.ly/2JSLF8P, и для неё были разработаны специальные промежуточные раскладки (Tarmak) для облегчения постепенного переучивания с QWERTY. А последний из известных мне проектов -- Halmak bit.ly/2JSLVoj. Пару лет назад эту раскладку подобрали генетическим алгоритмом, оптимизируя скорость набора на большом корпусе текстов, и по утверждению автора, она даёт +134% к эффективности относительно QWERTY (для сравнения, Дворак на этой же шкале даёт +77%).
источник
2019 April 02
Жалкие низкочастотники
Я тут уже как-то писал https://t.me/pathetic_low_freq/170 про конференцию по вычислительной ереси SIGBOVIK, которая проходит в Carnegie Mellon каждый год 1 апреля. В этом году я таки не поленился и подал туда свою статью bit.ly/2Us4vaQ про зеркальные QR-коды bit.ly/2UEp8gG. Статью взяли, вчера прошла сама конференция. Устроители уже выложили proceedings http://sigbovik.org/2019/proceedings.pdf, и по слухам я даже получил какой-то official award (пока не знаю, какой и за что).

Беглый взгляд на proceedings порадовал как минимум следующими статьями:
1. Survival in chessland — субъективный статистический взгляд на шахматы, кем из фигур лучше быть в шахматах, чтобы дожить до конца партии, и где лучше прятаться?
2. Optimizing The Sacrifice — воссоздание и оптимизация погони семьи за Александром в финальной сцене "Жертвоприношения" Тарковского — при оптимальных действиях финальный шестиминутный план можно гарантированно сократить до 28 секунд (алгоритмы приводятся).
3. "93% of Paint Splatters are Valid Perl Programs" — с какой вероятностью случайные пятна и брызги краски, распознанные с помощью OCR, будут являеться валидным Perl-кодом (спойлер в названии статьи).
источник
2019 April 03
Жалкие низкочастотники
Очень простой, но ламповый киберпанк: Dan The Geek собрал на Adafruit PyPortal фоторамку, показывающую бесконечный ряд несуществующих людей и котов (с thispersondoesnotexist.com и thiscatdoesnotexist.com). Чуть подробнее тут bit.ly/2K5BUUS. Надо себе на рабочее место такую организовать.
источник
2019 April 04
Жалкие низкочастотники
Немецкий парк-заповедник возле городка Güstrow повесил у себя десяток вебкамер bit.ly/2UnaDBp, чтобы желающие могли посмотреть на зверушек. Большая часть камер висит в диких местах, т.е. там натурально лес, через который раз в несколько часов проходят дикие звери. И хотя места для камер выбирали осмысленно (озеро, около которого днём любят валяться медведи, место, где оставляют корм рысям и т.п.), поймать зверей бывает довольно сложно. Чтобы не мучаться в ожидании, я на выходных собрал простой скрипт, который раз в Х минут качает картинки, пропускает их через нейросетевой детектор и, если чего нашлось, кидает их в специальный телеграм-канал: https://t.me/WebCamWatcher.

В качестве детектора я для разнообразия взял модель Tensorflow Object Detection из коробки bit.ly/2lPqHJk (в прошлый раз я для измерения очереди брал Facebook Detectron bit.ly/2FQBSL9). Качество вышло так себе, очень много ложных срабатываний, а рысей и волков моделька регулярно считает овцами и собаками. В следующий раз надо будет попробовать YOLO-детектор. Короче, я затюнил эвристику поверх модели в пользу точности и в ущерб полноте, и теперь примерно пару раз в день в канальчик приходит фото зверушек и ссылкой, по которой на них дальше можно смотреть в реальном времени. Пока не надоест, будет крутиться на моём домашнем компе, пользуйтесь ;)

Немного картинок и кусок кода в моём посте на медиуме: bit.ly/2VmmmgH.
источник
2019 April 06
Жалкие низкочастотники
bit.ly/IrPf5e Мощная подборка замеченных заимствований визуальных образов в компьютерных играх -- из фильмов, у художников, друг у друга. Как поёт классик, культура -- это палимпсест :)
источник
2019 April 08
Жалкие низкочастотники
Tianqi Sun в прошлом году переделал робота HEXA своей компании vincross.com, чтобы тот перемещал растение у себя на спине для обеспечения нужного освещения bit.ly/2I514Bd. Робот, конечно, дороговат, а то бы я устроил локальный день Триффидов у себя дома.
источник
2019 April 10
Жалкие низкочастотники
Первая AI-generated скульптура выставлена на аукцион Phillips bit.ly/2Kp3ug2. Стартует с 3К баксов, посмотрим за сколько уйдёт. Отдельно доставляет то, что скульптура сделана из обломков компьютера, который её рассчитал.
источник
2019 April 13
Жалкие низкочастотники
Помню, когда был в Лхасе, мне очень понравились очертания тибетского письма. А тут сети принесли картинки тибетской музыкальной нотации, тоже очень красиво. Почитать подробнее можно тут: bit.ly/2UkFIBG. А ещё нашёлся занятный твиттер-канал Musical Notation is Beautiful: https://twitter.com/NotationIsGreat
источник
2019 April 14
Жалкие низкочастотники
На реддите растёт свежий интересный тред bit.ly/2v3IIrF про уникальные особенности разных человеческих языков. Помимо всякой экзотики вроде Масатекского языка свистов и обсуждения числа лиц в финском меня порадовали несколько фактов про язык жестов (конкретно, ASL).

В нём для обозначения местоимений, ссылающихся на уже упомянутые объекты, используется два механизма: если объект находится в поле видимости, на него можно непосредственно указать, используя определённые жесты для спецификации типа местоимения -- личного/возвратного/притяжательного. Но если объекта нет рядом, то говорящий использует систему индексации: он жестом динамически назначает какому-то направлению/области простанства соответствие называемому объекту, а дальше в речи может ссылаться на объект, показывая на эту область. На практике, если верить википедии, поддерживают до 8 назначенных областей. В каком-то смысле, это похоже на сильно развитый аналог former/latter. Интересно, используется ли это для придания семантической окраски объектам (например, выше-ниже)? синхронизируются ли как-то такие области в диалоге или у каждого из участников они свои для одинаковых объектов?
источник
2019 April 15
Жалкие низкочастотники
Давно сделал, но забыл поделиться: американский геометр George W. Hart делает всякие странные скульптуры, и как-то придумал, как из 72 карандашей собрать конструкцию bit.ly/2GoQgfa, в которой на пересечении четырёх шестиугольных призм образуется ромбододекаэдр. Выглядит очень прикольно, собирается минут за 15. Есть видео по сборке bit.ly/2KEP4Zn от Мэтта Паркера из Nubmerphile.
источник