
Помимо безумных завораживающих картинок радует системность подхода.
Size: a a a
"**–*–*–**––******––**–*–*–**"
. С другой стороны, слово "RAPHAELESQUE" из 12 букв кодируется в 32 сигнала "*-**-*--******-**-******--*-**-*"
, т.е. имеет самую длинную известную запись-палиндром в виде кода Морзе. Большие словари таких английских слов-Морзе-палиндромов есть, например, тут bit.ly/2tVMKlw и тут bit.ly/2hB7itR. А вот тут bit.ly/2NSyGCm есть немного немецких слов, в том числе слово Reittier ("*-****--****-*"
), являющееся палиндромом и в немецком, и в коде Морзе."*–* ––– – ––– *–*"
) и является, таким образом, истинным палиндромом в коде Морзе (а также в русском, английском, немецком языках). Можно также пытаться составлять предложения-палиндромы, например, REBEL OWNS SAGO FEVER ("*-* * -*** * *-** / --- *-- -* *** / *** *- --* --- / **-* * ***- * *-*"
). Небольшой словарик доступных для этого английских слов (т.е. слов, отражающихся в другие валидные слова) есть тут bit.ly/2Hpoz6T."*** ** **−* ** *−** ** ***"
, и слово "НАБОЖНА" ("−* *− −*** −−− ***− −* *−"
). QWERTY
, унаследованной от печатных машинок, буквы частотных комбинаций специально расположены так, чтоб их приходилось набирать одним и тем же пальцем, т.е. чтобы литерные рычаги не сталкивались и не "залипали". То есть, современная клавиатура специально рассчитана для замедления скорости печати. После того как Коэльо пересказал эту байку в книге "Вероника решает умереть", она стала крайне популярной в народе. Но это неправда, а реальная история происхождения раскладки интереснее и является хорошим аргументом в пользу принципа бритвы Хэнлона.O
и I
. Дальше он несколько лет дорабатывал конструкцию, в т.ч. изменил клавиатуру: сделал 4 ряда клавиш, в первом ряду были цифры, во втором -- гласные и знаки, в нижних двух остались согласные по алфавиту. Получилась вот такая раскладка с неудобной, но понятной инженерной логикой:2 3 4 5 6 7 8 9 -Затем ещё лет 20 отдельные буквы переставлялись по различным причинам (хороший разбор bit.ly/2Abi1D8), в основном, после общения с потенциальными покупателями. Визит в 1870 к Эдисону в American Telegraph Works привёл к таким изменениям: букву
A E I . ? Y U O ,
B C D F G H J K L M
Z X W V T S R Q P N
I
(напомню, она заменяла единицу) подтянули вправо к 8
и O
, чтобы проще было набирать актуальные даты вроде I87O
; S
поместили между Z
и E
, т.к. телеграфисты, с трудом различая на слух морзянку для Z
(... .
) и SE
(.../.
), часто определяли их из последующего контекста, после чего им надо было быстро нагонять набор, так что эти буквы хотелось иметь рядом; часто используемые буквы W
и T
подняли в основной ряд, и т.п.. Потом продажа технологии Ремингтону в 1873 году привела к тому, что буквы Y
и R
по просьбе покупателя тоже подняли в первый ряд. По легенде это было сделано для того, чтобы на основном ряду можно было быстро набрать название бренда TYPE WRITER
для эффектной демонстрации конечным покупателям в магазине, но подтверждений этой истории нет. После сделки с Ремингтоном бизнес машинок для телеграфистов стал неплохо расти, а в 1882 году Ремингтон решил сам выпускать машинки для стенографистов, и вместе с изобретателем метода шестипальцевого набора William Ozmun Wyckoff открыл под это отдельную компанию, а чтобы уйти из-под изначальных патентов, они косметически переставили ещё несколько букв (C
, X
и M
). В результате получилась примерно та раскладка, которую мы имеем сегодня.QWERTY
: в Германии принята QWERTZ
, во Франции AZERTY
. В конце ХХ века у нас тоже на какое-то время получила большую популярность раскладка ЯВЕРТЫ
, в основном в связи с кустарной руссификацией первой волны зарубежных ПК типа ZX Spectrum. Сейчас она гордо называется "фонетической раскладкой" bit.ly/2U6bUgF, но соответствия букв вроде Я<->Q
и Ь<->X
далеки от фонетики; честнее будет сказать, что она использует в качестве основы кодировку КОИ-7 bit.ly/2U53GWa, которая, в свою очередь, восходит к внутреннему коду БЭСМ-6 (см инструкцию "АВТОКОД БЭСМ-6" 1967 года, страницы 66-67 bit.ly/2V9dRFw). Но основной раскладкой в СССР всегда была ЙЦУКЕН
bit.ly/2OAJCVz, восходящая к дореволюционной и дореформенной ЙIУКЕН
(см, например, упоминание в статье 1912 года bit.ly/2YEfz40), именно в таком виде американские машинки продавались в дореволюционной России. Откуда взялась эта ЙIУКЕН
, точно не известно, но, судя по статистике, при её разработке пытались учесть однобуквенные частоты. В Ководстве у Лебедева bit.ly/2Wvd7uA были также некоторые мысли о её сходстве с русской наборной кассой.DHIATENSOR
, по расчёту автора содержащей 70% буквоупотреблений. Эта ветка не выдержала конкуренции, но новую жизнь идея оптимизации обрела в работах Августа Дворака bit.ly/2O2a9xT -- он, опираясь на физиологию кистей рук и на статистику текстов, в 1932 году предложил оптимизированную раскладку имени себя. Например, в первоначальной её версии цифровой ряд выглядел так: 7531902468
. Захватить рынок такой революционной оптимизации не удалось, но в восьмидесятых интерес к раскладке Дворака был оживлён её нативной поддержкой в продуктах Apple (начиная с модели Apple II bit.ly/2TIBZxb). В этом веке прогресс продолжается: довольно известна автоматически расчитанная раскладка Colemak bit.ly/2JSLF8P, и для неё были разработаны специальные промежуточные раскладки (Tarmak) для облегчения постепенного переучивания с QWERTY
. А последний из известных мне проектов -- Halmak bit.ly/2JSLVoj. Пару лет назад эту раскладку подобрали генетическим алгоритмом, оптимизируя скорость набора на большом корпусе текстов, и по утверждению автора, она даёт +134% к эффективности относительно QWERTY
(для сравнения, Дворак на этой же шкале даёт +77%).