Многообразие идеалов убожества: из наблюдений за миром, где «Джокер».#кино
#КультурнаяПолитика
#идеология
Не стало сюрпризом, что главным событием прошлой кинонедели стал
ударный старт в российском прокате «Джокера». Это было предопределено, как справедливо подмечает коллега
СуммаКино. Редкий случай, когда фильм «низкого жанра» (комикс) стал одновременно лауреатом утончённого Венецианского фестиваля, предметом похвал высокой критики и любимцем массовой публики.
А вот коллеги
Гоблин,
Орда и
Виктор Мараховский в струю не дуют, а копают глубоко — в культурологические, социальные и даже политэкономические слои содержания:
https://t.me/oper_goblin/3831https://t.me/orda_mordora/2208https://t.me/vmarahovsky/1416***
Идеология фильма — это самоутешительная рефлексия о вине плохого общества и неблагоприятных обстоятельств в том, что из людей получаются вот такие джокеры. И что их надо понять и обласкать сочувствием, потому что на этом месте должен быть каждый. Потому что жизнь такая: «общество рождает монстров, и эта история не может кончиться хорошо».
Заметим, однако, что человек существует в этом жестоком мире и в крайне неблагоприятных обстоятельствах примерно всегда. Его жизнь много миллионов лет делают невыносимой природа, злые звери и злые люди. И, судя по тому, что человечество как биологический вид всё ещё выживает, — оно как-то с этими бедами справляется.
Собственно, вся человеческая культура об этом: как не просто выжить в безнадёжно смертельной среде обитания и не произойти обратно в скотину, но, неустанно совершенствуя себя, подчинять неблагоприятные обстоятельства собственной воле и разуму. Ведь искусство — это не про «обстоятельства» и даже не про «общество», а про Человека.
Поэтому искусство веками апеллирует к некоему идеалу. В просторечии его ещё называют Богом. Чисто по привычке.
Идеал — строго говоря, всегда один. У него, по крайней мере, ограниченный набор критериев: «золотое сечение», гармонии и пропорции, нравственные ценности, что такое хорошо и что такое плохо, уголовный кодекс в конце концов и всё такое. Из этих критериев искусство лепит героев. И предлагает их человеку как образцы подражания и просто нормы.
***
Пока идеал общепринят — на него по мере сил равняется большинство. Не у всех получается. Но некоторые и не хотят.
Их считают неполноценными, уродцами.
И вот вдруг таких — которые не не просто не могут, но и не хотят, — становится больше. Они вдруг становятся некой количественной и вкусовой доминантой.
И начинают диктовать свои идеалы — альтернативные.
Но вот где собака порылась. Норма — единообразна более-менее. Поэтому у неё и идеал практически один. А отклонений от нормы — дохуя во все стороны. Ведь каждая инвалидность — индивидуальна. И вот любой уродец становится неповторимым уникальным сам себе идеалом. У каждого — «своя правда». Каждого нужно понять, простить и ублажить.
Поэтому каждое уродство провозглашается нормой. Это мы называем «актуальным искусством» или «Смелой Обличительной Правдой».
А в пределе из этого многообразия инвалидностей получается не идеал, а сумма уродств. «Если Бога нет, то всё дозволено».
И тогда собственное уродство становится самым неблагоприятным обстоятельством, которое смертельно угрожает человеку как биологическому виду.
Его нужно не «понимать и прощать», а преодолевать.
И если ты не нашёл в себе сил преодолеть, — не жди сочувствия, когда Бэтмен сворачивает тебе рыло.
Но модный фильм — как раз не об этом, а строго наоборот. Что и является тревожной приметой современности.