Зеленский рассорился с Западом?
Всю неделю мировая общественность обсуждает слив Pandora Papers. И, кажется, наибольший удар он нанес по украинскому президенту Владимиру Зеленскому. Именно его
охотней всего упоминают западные СМИ.
О том, почему Европа обратила внимание на офшорный след Зеленского, и как это скажется на политической ситуации на Украине, «Новой искренности» рассказал автор «Медузы» и московского центра Карнеги, основатель телеграм-канала
«Жуки ползут на север» Константин Скоркин.
Зеленский – один из немногих ныне действующих глав государств, который попал под удар из-за этого слива. Как это отразилось на политической ситуации в стране?
Раскрытие сведений об офшорах Зеленского, безусловно, ударит по его репутации. Но это, скорее, долговременное последствие, чем резкий обвал. Порошенко уже активно эксплуатирует эту тему для атак на Зеленского, однако его обвинения не имеют серьезного веса с учетом того, что и сам экс-президент Украины в свое время был объектом
такого же разоблачения во время утечки Panama Papers (и Порошенко всегда об этом могут напомнить).
Другое дело, что Зеленский пришел к власти, как политик, который должен был покончить с привилегиями старой элиты, объявить войну олигархии, а тут оказывается, что он мало чем отличается от прочей «офшорной аристократии». Его образ «народного президента» под влиянием подобных разоблачений
серьезно нивелирован. Однако пока что его власть достаточно крепка, чтобы всерьез пострадать. Тем более, что речь в досье в основном идет о временах, когда он был бизнесменом, а не политиком.
Многие обратили внимание на то, что в контексте слива именно фигуру Зеленского больше всего «облюбовали» западные СМИ. Кроме того, стало известно, что на Netflix выйдет фильм о том, как Зеленский и Ермак сорвали спецоперацию по задержанию вагнеровцев. В отношениях Киева и Запада похолодание?
Такой интерес можно объяснить тем, что на Западе у Зеленского также был имидж антикоррупционного популиста. Публикацией Pandora Papers по нему нанесен серьезный удар (на Западе к офшорам и отмыванию денег относятся куда серьезнее, чем в бывшем СССР).
Злорадство некоторых европейских изданий объясняется ещё и тем, что Зеленский никогда не был особо «своим» на Западе. Его считали слишком авторитарным, а его победа вписывалась в мировое торжество популизма, расшатывающего демократические страны. Теперь помощь Украине на Западе могут жестче обуславливать борьбой с коррупцией. Глобального похолодания нет, есть скорее очередное разочарование в Украине и ее лидерах.
На этой неделе команда Зеленского отправила в отставку спикера Верховной рады Владимира Разумкова – это последняя крупная политическая фигура в системе власти, которая не находится в прямом подчинении президента. До этого Зеленский отправил в отставку Авакова, а ещё была борьба с Конституционным судом. Вам не кажется, что нынешнее правление Зеленского чем-то напоминает первый срок Владимира Путина?
Действительно, есть некоторые параллели между Зеленским и Путиным первого срока – их роднит стремление к укреплению президентской власти, борьба с олигархией, попытки выстраивания «вертикали власти». Самому Зеленскому явно импонирует политический стиль Путина. Другое дело, что «стать Путиным» у него мало шансов.
Во-первых, Украина слишком зависима от западной помощи, чтобы позволять себе авторитарные эксперименты. Плюс у нее нет нефти и газа, чтобы за счет экономического благосостояния укрепить вертикаль власти.
Во-вторых, за Зеленским не стоит «силовое лобби», просто в силу разницы бэкграундов – Путин – чекист, прошедший школу «лихих 90-х», Зеленский – актер и шоу-бизнесмен, сформированный нулевыми.
В-третьих, на стороне Путина играла российская политическая культура с ее сакрализацией власти, а политическая культура Украины, напротив, анархична и плохо воспринимает авторитарные фигуры. Президентов Украины, которые пытались выстроить сильную вертикаль, ждала печальная судьба – Кучма уходил под аккомпанемент массовых протестов, Януковича свергли, а попытки Порошенко сыграть на этом поле закончились его бесславным поражением.