Коллега из канала «Кот Эльвиры» написал довольно интересный пост о ситуации вокруг распродажи облигаций МКБ.
«Сейчас МКБ купит бумаги по 76% от номинала, а через пару месяцев когда все утихнет, опять продаст их в рынок по 95% от номинала… Поэтому Роман Авдеев, будучи опытным финансистом, не упустит эту возможность прибыли для МКБ. Тем более, что доступ к ресурсам Банка России есть.» [полная версия поста -
https://goo.gl/6qoifq]
И мы бы рады согласиться с этим тезисом, но нас мучает два вопроса:
1. На чьи деньги Авдеев будет покупать облигации?
2. Что будет с этими инвестициями, если все не утихнет?
На первый вопрос автор поста отвечает сам – деньги ЦБ, то есть средства налогоплательщиков. А на второй вопрос ответим мы.
Проблема банковской системы России кроется как раз в том, что ЦБ почему-то определенной группе людей очень легко предоставляет деньги на довольно сомнительные операции. Если все не утихнет, то деньги ЦБ, которые Авдеев вкачает в облигации МКБ просто исчезнут. После чего МКБ перейдет под контроль регулятора в ФКБС, а дыру в банке заткнут печатным станком. В конце концов, не зря же нас аналитики Fitch предупреждали о рисках финансирования банком убытков головной компании и акционеров.
Мы, конечно, знакомы с золотым правилом банковского бизнеса в России
«опытный финансист не упустит возможности воспользоваться ресурсами Банка России», но может хватит это позиционировать в качестве нормы? Особенно в условиях, когда малый и средний бизнес кредитуются под ставку, которая многократно превышает их рентабельность.
Почему Роман Авдеев может на деньги ЦБ покупать мусорные облигации или спасать свой банк, а Вася Петров из Урюпинска должен брать кредит с откатом (итоговая ставка больше 30%), чтобы попытаться хотя бы незначительно увеличить масштабы своего микробизнеса? Нет в этом ничего нормального.