Весь мир –
Big Data, а мы… не всегда осознаём, какие возможности дает нам эта технология.
Большие объемы данных – это ещё не Big Data. Таковыми они становятся только после анализа, обработки и формулирования в модели, с помощью которых можно предвидеть события и тренды.
Страшилки о слежке с помощью Big Data оставим любителям теорий о чипировании и рептилоидах. Информация остается обезличенной, более того, компании не заинтересованы в идентификации отдельных лиц. Оператору не нужно знать, кто такой Фёдор Пупкин, сколько у него кошек, и какое пиво он предпочитает по пятницам – нужны модели и общие закономерности. Сколько человек покупает эту марку пива в данном районе, или какова плотность расселения домашних животных в многоквартирных домах. Чувствуете разницу?
Дальше начинается самое интересное. Непосредственная польза Big Data в нашей с вами жизни, о которой мы не всегда догадываемся. Для бизнеса Big Data решает вопросы таргетирования и привлечения покупателей. Например, пиццерия хочет проинформировать потенциальных клиентов о скидках при заказе через приложение. С помощью технологий аналитики Big Data формируется целевая аудитория пользователей смартфонов от 18 до 54 лет, которые проживают в заданном районе и пользуются доставкой. Далее запускается целевая реклама и рассылка. Результат – рост продаж в приложении, все счастливы. И таких примеров – бесконечное количество.
Сейчас технологии Big Data особенно актуальны для торговых центров, которые так и не вернулись к докризисному уровню трафика. Аналитика больших данных позволяет не только вычислить количество посетителей, но и оценить трафик по дням недели и по часам, определить зону охвата и объем той аудитории, которую пока не удалось привлечь. Это позволит решить много задач – не только по привлечению новых клиентов, но, например, контролировать загруженность ТЦ для выстраивания графика и работы персонала: сколько нужно людей в пиковые часы, как формировать смены и так далее.
Аналогичным образом Big Data применяется в работе транспортных хабов, курортов, развитии городов. В Москве, например, департамент транспорта постоянно ориентируется на геоаналитику: от планирования работы метрополитена до понимания, где нужно строить новую станцию.
В прошлом году объём сгенерированной информации достиг 64 млрд терабайт. Big Data можно считать ключевым способом упорядочения информационного хаоса. Без такого инструмента человечество не обходилось и 20 лет назад – что говорить о настоящем и будущем?