Понедельник начинается с осторожного позитива, ну или так кажется на первый взгляд. Во-первых, президент США Дональд Трамп заявил о том, что Россия хочет получить экономическую помощь от Америки. Он, конечно, не забыл похвалить себя, сказав, что проделал хорошую работу, увеличив ВВП до 11,7 трлн, но не в этом дело. Вновь появилась риторика относительно улучшения отношений с Москвой, вновь Трамп позитивно высказался о встрече с Путиными и убедил всех, что у Вашингтона все отлично в международных отношениях. После июльской встречи Трампа и Путина и соответствующих дифирамбов, США ввели еще один пакет санкций против России уже в августе, а затем еще и расширили ограничения в сентябре. А вот «все отлично» с международными отношениями – это может означать, что менять ничего не надо, раз все хорошо. Так что пока по-прежнему ждем новые санкции.
Во-вторых, издание Die Welt внезапно вспомнило о результатах российской экономики на фоне санкций [
https://bit.ly/2OL5H7n]. По факту, вспомнили весь позитив: и резкий рост прогнозного профицита бюджета в этом году [
https://t.me/mislinemisli/3405], и увеличение профицита текущего счета за счет сокращения импорта и увеличения экспорта. Причем экспорт вырос из-за подорожания нефти, а импорт сократился из-за того, что импортные товары стали дороже для потребителей – и это, кстати, тоже подано как преимущество. Про приток по текущему счету, кстати, отмечается и в последней версии основных направлений денежно-кредитной политики на ближайшие три года. Плюс в ближайшие годы нас ждет заметный рост резервов.
А вот про замедление экономики, про проблемы с реализацией майского указа, про повышение НДС и пенсионную реформу почему-то вообще нет упоминания. В целом, если отбросить всю шелуху, вывод из материала Die Welt совсем простой: Россия справилась с санкциями за счет дорогой нефти и обнищания населения. Так себе победа.
Причем, судя по всем новостям, заявлениями и комментариям, выезжать российская экономика будет на фоне дальнейшей ухудшении ситуации с внутренним потреблением. Государство не будет тратить средства на его поддержку и стимулирование (только как побочный эффект от всех этих инфраструктурных проектов и т.п.), и за ближайшие годы будет просто выжженная пустыня. Зато потом даже минимальное стимулирование даст хороший эффект, на такой-то низкой базе. Возможно, этого и планируется добиться? То есть прожить несколько лет за счет тщательного распределения ресурсов и их удержания (вспоминаем про растущие резервы ЦБ), экономика в целом будет поддерживаться бюджетными расходами (при этом бюджет верстается исходя из потребностей госкомпаний и военных, остальное – по остаточному принципу [
https://t.me/mislinemisli/3405]), а уже затем, если повезет, вспомнить о реальном секторе и населении.