
«Мы стали меньше зависеть от внешних факторов, несмотря на то, что у нас такой двойной удар получился: снижение цен на нефть в прошлом и внешние ограничения. Но, тем не менее, я могу сейчас утверждать, что наша экономика стала менее зависима от цен на нефть, и менее зависима от санкционного воздействия. Мы научились реагировать на те ограничения, которые введены, мы начали развивать свою собственную экономику, собственную промышленность, сельское хозяйство»
Старая и добрая российская традиция: как только ситуация немного стабилизируется – надо говорить о снижении зависимости от нефти и других внешних факторов. И обычно всё это происходит на фоне растущих цен на нефть. Но это только совпадение, конечно, всё дело в стараниях правительства.
Но очень странно получается. Экономика зависит всё меньше, но чувствует себя всё хуже. В ЦБ говорят, что по итогам третьего квартала рост будет в диапазоне 1,3-1,7%, а за весь год мы все равно окажемся в районе 1,5%, что ничтожно мало. Более того, в 2019 г. нас ждет спад экономики. Но даже нынешний рост достигается за счет экспорта, тогда как внутренний спрос на дне. И дальше будет хуже, потому что настроения потребителей стремительно ухудшаются: потребительская уверенность населения в июле-сентября упала на 6 п.п, до минус 14%.
Слова о снижении зависимости выглядят по меньшей мере странно. Российские власти вынуждены действовать в ответ на внешние факторы, как и раньше. Отказ от покупки валюты на рынке в рамках бюджетного правила до конца года, пауза в размещении ОФЗ (которая тоже может продлиться до конца года) – всё это никак не говорит о независимости. Более того, жесткая бюджетная политика, которая и обеспечивает относительную стабильность в условиях санкций, серьезно ограничивает потенциал экономики, и о нормально росте уже не приходится говорить. И без дорогой нефти ситуация сейчас была бы намного опасней, просто в данном случае внешние факторы играют на руку регуляторам.
И самое смешное – это то, как теперь пытаются оправдаться относительно дедолларизации. Сама угроза санкций относительно крупнейших госбанков с запретом на расчеты в долларах очень сомнительна, но этого риска в сочетании с идеей дедолларизации было достаточно, чтобы спровоцировать отток средств с валютных депозитов. Теперь тот же Силуанов пытается погасить панику, заявляя о том, что россиян дедолларизация не коснется, а доллар продолжит хождение в РФ. Спохватились только после того, как стало понятно: идея Костина в изначальных расплывчатых формулировках выглядит слишком радикальной в глазах населения и бизнеса.
К сожалению, экономика РФ не становится стабильнее с точки зрения структуры, не становится независимее. У России есть два фактора роста – экспорт (углеводородов в первую очередь, конечно, а также других ресурсов, потому что объемы конкурентоспособного экспорта с высокой добавленной стоимостью слишком малы) и внутренний спрос, который фактически уничтожен. Ну и о какой независимости можно говорить?