Читали интервью Эльвиры Набиуллиной The Wall Street Journal - много смеялись, прочитали еще раз – много думали [
https://on.wsj.com/2BrJ5lU].
Вот, например, пассаж про то, что
«предыдущая модель [основанного на потребительском спросе] экономического роста себя исчерпала». Серьезно? А у нас была когда-то нормальная модель потребительской экономики? Как она могла себя исчерпать, если ее и не было?
Эту мантру в банковском секторе некоторые аналитики любят повторять уже несколько лет. И есть серьезное подозрение, что Набиуллина из этой же секты. Знаете, что происходит, когда потребительская модель перестает работать? Правильно, зарплаты перестают расти в течение длительного периода, необходимо сокращать расходы и т.п. Российская экономика никогда не была ориентирована на внутренний рынок, а эпоха избыточного потребления, как ее иногда называют, была связана просто с тем, что потребители оказались в новых для себя условиях, когда «дефицит» может означать дефицит денег в кошельке, но никак не товаров в магазинах.
Почему, например, в Китае модель, основанная на потребительском спросе, отлично работает с тех пор, как Поднебесная сфокусировалась на внутреннем рынке после кризиса 2008-2009 гг.? Ах, да, конечно, для потребительской экономики надо работать над повышением уровня жизни населения, обеспечивать рост реальные заработных плат и доходов. Это слишком сложно. Впрочем, никто и не скрывает, что для экономического эффекта выбрали простой путь - экономику будут заливать деньгами за счет строительства инфраструктуры, и все это изобилие будет обеспечено в том числе кошельками россиян: повышение налоговой нагрузки, сокращение льгот – это все звенья этой цепи. Если реальные доходы населения падают 4 года подряд, то о потребительской экономике говорить смешно, это правда. Но это, конечно, совершенно не означает, что модель себя исчерпала, хотя бы потому, что ее в России никогда и не было.
Зато Набиуллина ловко оправдала процесс «затягивания поясов», вроде, как и не нужно добиваться улучшения уровня жизни, все равно это бесполезно для экономики, которая теперь не будет расти более 1,5-2% в год даже при ценах в $100 за баррель. Очень такой нейтральный прогноз, никто и не сомневается, что экономика в ближайшие годы будет расти минимальными темпами, даже вечно оптимистичное МЭР (1,9% в 2018 г. и 1,4% в 2019 г.).
А еще из волшебного – это воспоминания Набиуллиной.
«Для меня было легко принять то решение по ставке, так как я была уверена, что альтернативы не было»Напомним, что тогда ЦБ поднял ставку сразу на 6,5 п.п., до 17%. Сейчас слова Набиуллиной звучат смело, но это сейчас, а тогда глава Банка России не могла связать двух слов на интервью, тряслась как осиновый лист, и даже, по слухам, написала заявление по собственному. Чем все это закончилось, мы и так прекрасно знаем. И что тогда, что сейчас решение ЦБ по такому сильному повышению выглядит избыточным, нерациональным и просто разрушительным. Наверное, это действительно легко, когда можно не отвечать за свои действия.