Игорь вот тут в комментариях хорошее обсуждение этого вопроса:
https://zakon.ru/blog/2012/12/4/svoboda_potrebitelskogo_dogovora_vybiraya_regulyativnuyu_strategiyuЭто один из центральных тезисов бихевио-экономического анализа свободы потребительского договора. Почему конкуренция заставляет компании жесточайшим образом конкурировать по цене, дизайну и отчасти качеству товаров и услуг, в этой части предлагая потребителю лучшие из возможных условий, но не затрагивает многие другие, периферийные условия (так называемые fineprint). Более того, в части fineprint по мнению ряда экспертов имеется тенденция к негативному отбору (то есть конкурентная борьба способствует закреплению в обороте наиболее жестких по отношению к потребителю условий). Детально этот вопрос освещается в приведенной мной статье Коробкина, упоминается и в споре Эпстайна и Бар-Гилла. С 1990-х годов вокруг этой темы в зарубежной науке ломаются копья. В моей и Александра Савельева недавней книге по свободе договора в первом и втором томе приводится достаточно подробное объяснение такого различия в работе невидимой руки применительно ценовых и иных центральных договорных условий, с одной стороны, и периферийного fineprint, с другой.
В европейском дискурсе тема тоже активно изучается (см. недавно вышедший в целом неплохой, но хотя конечно более примитивный в сравнению с американским научным уровнем сборник статей европейских правоведов о патернализме в частном праве -
http://www.amazon.co.uk/J...4652856&sr=8-1) .
Только что в США вышла новая монография на тему fineprint. См. здесь:
http://www.amazon.com/Boi...rds=boilerplate (мне она пока не пришла, но судя по автору должно быть занимательно).
Вкратце это различие хорошо объясняется именно в рамках бихевио-экономического анализа. Ограниченная рациональность потребителя позволяет ему при сравнении предложений конкурентов фокусировать и реально читать только salient terms (то есть наиболее яркие, центровые условия, как то цена и т.п.). Соответственно, по части таких условий поведение потребителей оказывается достаточно эластично. Они очень быстро реагируют на любые ухудшения по части таких условий и наказывают компании, уходя к конкурентам. Это вынуждает компании стараться максимально ублажить клиента в части таких условий. А вот non-salient terms (то есть как раз те самые набранные мелким шрифтом условия о праве на отказ от договора, об освобождении от ответственности, неустойках, комиссиях и т.п.) потребителю не в состоянии адекватно воспринимать и сопоставлять. Соответственно, в части таких условий их поведение неэластично. Компании в результате лишаются стимулов ублажать потребителя в этой части: никто жертв просто не оценит и в конкуренции ты никаких преимуществ не получишь. Более того, оказывается выгодным эксплуатировать ограниченную рациональность потребителя, предлагая ему крайне выгодные salient terms, но компенсируя все лихвой за счет максимально жестких к потребителю non-salient terms. В итоге потребители как дурачки ведутся на эту простейшую манипуляцию (например, привлекательная цена, но колоссальный штраф за попытку отказаться от договора). Если бы им предложили сбалансированные периферийные условия и цену в 100 рублей, то желающих акцептовать такую оферту былы бы меньше, чем если бы им предложили цену в 90 рублей, но при этом максимально жесткие периферийные условия, стоимость которых может равняться тем же самым 10 рублям, которые они якобы экономят. Это и есть феномен ограниченной рациональности. Но самое настораживающее, это то, что в силу того, что потребители просто не читают договоры, стоимость этого ухудшения по части периферийных условий может быть гораздо выше. Иначе говоря, потребители могут благодаря этим маркетинговых манипуляциям компаний заключать договоры, которые они бы не заключили, если бы понимали то, на что соглашаются, то есть контракты, которые, говоря экономическим языком, не влекут улучшение по Парето (не являются взаимовыгодными). Пример с множеством скрытых банковских комиссий, в которых банки камуфлировали процентное бремя, пытаясь эксплуатировать эту огран