Часть первая.
Предвыборные технологии в Древнем Риме: агитация, раздача продуктов и денег, подкуп избирателей и соперников, вооруженные люди, фальсификации, черный пиар и многое другое.
Выборы - один из старейших механизмов демократии, и большинство применяющихся методов и технологий были изобретены и опробованы достаточно давно. Основные принципы остались неизменны, совершенствуются лишь форма.
Предположим, вы решили стать кандидатом и претендовать на государственную должность. Что необходимо сделать, чтобы добиться цели и какие инструменты находятся у вас в распоряжении?
Для начала стоит подготовить белоснежную тогу, так называемую toga candida. Она символизирует чистоту вашей репутации и намерений, как будущего магистрата. Несложно догадаться, что именно от нее и произошло название кандидат. Далее, следует заручится поддержкой народа или конкретных представителей каждого класса. Как и сейчас, предвыборные кампании в Риме требовали достаточно солидных денежных вложений.
Стандартный способ добиться расположения граждан - устроить праздник с бесплатной раздачей еды, ценных подарков и организовать зрелищные игры. Бои гладиаторов, травля зверей, гонки колесниц, состязания певцов, выступления артистов. Чем больший спектр развлечений вы готовы предоставить, тем больший эффект затем последует. Для организации таких мероприятий многие политики вкладывали огромные средства, брали займы, размер которых определялся их репутацией, политическим весом и перспективами победы Но даже такие траты не гарантировали успех.
Кроме того, законодательно все это было запрещено. Впрочем, как писал Плиний, какие-то из этих запретов нарушали явно и массово, остальные же просто не афишируя.
Наказания за подкуп избирателей хоть и были, но совершенно незначительное число раз в сравнении с самой традицией.
Гораздо более эффективный инструмент - клиенты, желательно богатые и влиятельные, имеющие собственных клиентов. Институт клиентелы предполагал покровительство, в том числе финансовое, в обмен на лояльность. Защищая интересы своего клиента в суде, обеспечивая безопасность, поддерживая как материально, так и в вопросах заключения выгодных сделок и браков, патрон имел право рассчитывать в ответ на полную лояльность и, как минимум, на голос в свою пользу, или в пользу своего протеже, на ближайших выборах.
Не гнушались и методов черного пиара.
Из переписки Цицерона со своим братом Квинтом. "Заботься о том, чтобы все соискание было пышным, торжественным, блестящим, популярным, полным достоинства, а также о том, чтобы о твоих соперниках распространялись соответствующие их нравам позорные слухи, если только это возможно, — либо о преступлении, либо о разврате, либо о мотовстве"
Упомянув о черном пиаре нельзя не вспомнить Луция Сатурнина, который не гнушался абсолютно никаких методов. В числе прочего,обещал отменить все долги, в случае избрания его народным трибуном. Однажды во время голосования его сторонники обвинили своих оппонентов в фальсификации, по этому случаю организовали драку и убили одного из конкурентов. На консульских выборах его подручные по прямому указанию убили еще одного кандидата на должность.
В ходе еще одной избирательной кампании подкуп избирателей достигнул особенного масштаба. Следствием явился рост процента по кредитам с одной трети в месяц до двух третей.
Двое из претендентов обещали раздать в центурии, которая должна была голосовать первой, около 10 миллионов сестерциев. С двумя действующими консулами они заключили письменный договор, согласно которому обязывались выплатить по 40 миллионов сестерциев каждому в случае, если бы после своего избрания не смогли обеспечить им в управление провинции по выбору. Дело о подкупе стало предметом многодневных обсуждений в сенате.
Впрочем, существовал еще один верный метод получить голоса в свою копилку, а точнее забрать их у конкурентов. Дать взятку за отказ от выдвижения своей кандидатуры (как это предлагали Цезарю), наконец, организовать присутствие вооруженных людей на площади метод далеко не новый. Как показывает практика, из них получаются самые убедительные агитаторы.