Никита Шаталов, политический обозреватель @shatalkanal@shatalkanal для канала КСТАТИ:Новый шаг транзита.С самого начала казахстанского транзита главной причиной для критики было количество полномочий и постов, которые остались у Нурсултана Назарбаева. Также напомню, что эксперты прогнозировали, что Касым-Жомарта Токаева на посту главы государства сменить дочь Елбасы – Дарига Назарбаева.
Спустя 2,5 года можно констатировать, что ни один негативный прогноз не сбылся. Казахстанский транзит начался и идёт в институциональной, а не в семейной логике. В этом году Назарбаев уже отдал Токаеву председательство в Ассамблее народа Казахстана, которая обеспечивает инклюзию в парламенте по нацпризнаку. Теперь пришла очередь партии Nur Otan, где Елбасы в течение 20 лет был неоспоримым лидером.
Партия с момента транзита власти прошла перезагрузку – впервые состоялись праймериз, после которых прошли выборы в парламент, обеспечившие конституционное большинство, прошли первые прямые выборы акимов (глав администраций) в сельской местности. В этом состоянии прошла передача актива, но это не значит, что он не будет далее меняться. Уже сейчас можно прогнозировать, что произойдёт перенастройка аппарата под нового лидера.
Формально, к слову, полномочия председателя партии не переданы – юридически это будет произведено на внеочередном съезде. От съезда также можно ждать политических новостей: например, объявления о том, кто будет следующим премьер-министром. Нынешний глава кабмина был назначен Назарбаевым незадолго до начала транзита и руководил правительством во время пандемийного кризиса. Новый кабмин однозначно будет настроен под президента.
Де факто передача партии даёт и другой сигнал политической элите – Касым-Жомарт Токаев пойдёт на второй срок, и в следующем году должна начаться подготовка к президентским выборам-2024. Кроме того, одной из причин для передачи партии послужили вызовы – от роста популизма до декарбонизации экономики. Все они требуют сплочения вокруг президента как нового лидера партии.
Важно отметить, что Назарбаев по-прежнему председатель Совета безопасности. Но уже очевидно, что ключевые полномочия находятся в руках президента, как и ответственность за судьбу страны. Поэтому режим и демонстрирует подобную динамику.
@kstati_p