В издательстве Corpus выходит на русском языке книга Юрия Слезкина «Дом правительства» — настоящая сага о большевиках и революции, о Советском Союзе и о том Доме, который большевики построили для себя, и о судьбе тех, кто в него рискнул заселиться.
На мой взгляд и на мой вкус — одна из лучших нон-фикшн книг вышедших на русском языке в 2010-е (а может и за больший период) — мало какие другие книги меня настолько потрясли и захватывали; показывали историю во всей её полноте. И это было понятно уже в тот момент, когда я прочитал ее на английском. На русском же она поражает и восхищает ещё больше.
Очень рад, что у меня была возможность пообщаться с Юрием Львовичем ещё раз. На «Горьком» можно прочитать наш разговор.
«—А вы не согласитесь с тем, что есть связь между тем процессом «национализации», который вы описывали в своей статье «СССР как коммунальная квартира», и итоговым проигрышем большевизма как вероучения? Не сыграл ли свою роль рост национального самосознания — в России и в республиках Советского Союза?
— Соглашусь, — с самим собой приятно соглашаться. Советский коммунизм до конца оставался формой безродного космополитизма. Даже апеллируя к русскому национализму, он не претендовал на роль русского национального движения. Коммунистические партии Китая и Вьетнама не пострадали от перехода к капитализму, потому что всегда были национально-освободительными движениями. В Советском Союзе легализация частной собственности оставила короля голым».
https://gorky.media/intervyu/vse-svyazano-s-yuriem-trifonovym/Если вам покажется мало этого интервью, то напоминаю, что осенью я общался с Юрием Львовичем для Republic. Очень горжусь тем разговором.
«– Они были в первую очередь революционерами, а не политиками. Они боролись с «мещанством», а мещанство состояло в любви к занавескам, коврам, домашнему уюту и семье как автономной единице. В такой оптике взгляда на человеческую жизнь нет ничего странного: огромная часть человеческой культуры (включая так называемые «великие религии») посвящена бегству из повседневности. Всякая серьезная революция, особенно революция, ставящая своей целью абсолютное равенство, должна уничтожить семью. Ведь семья – неиссякаемый источник иерархии и непотизма, первооснова неравенства.
Поэтому «война с занавеской» – в некотором роде метафора; занавеска скрывает семью от общества. Идея такой войны – в том, чтобы создать общество ближних. Чтобы ваша жена не была вам ближе, чем все остальные братья и сестры (то есть, в конечном счете, чтобы у вас не было жены, ради которой вы подвергаете дискриминации все остальное человечество). Конечная цель – превращение общества в секту. Поэтому не должно быть занавесок. Революция вела борьбу с мещанством не только как с проявлением буржуазности, но и как с симптомом автономии семьи».
https://republic.ru/posts/92083?code=bdc3f1478e3c425131bced3075809dc8Читайте интервью — и обязательно прочитайте книгу.