Небольшое пояснение к предыдущему посту. В республике действует т.н система триединства языков, заключенная в государственном лозунге: развиваем государственный язык, поддерживаем русский и изучаем английский.
При этом у русского языка в нормативных документах самые слабые позиции. Если казахский язык "способствует успешной гражданской интеграции", английский язык является "средством интеграции в мировую экономику", то функции русского языка вообще не прописаны. В "Едином языковом стандарте обучения трем языкам" написано: "русский язык употребляется официально наравне с казахским языком". Всё, никакого другого назначения у русского языка больше нет. То есть, если судить по формулировке, на месте русского языка может быть хоть суахили.
Казахстанских чиновников, конечно, можно понять. Не писать же, что "русский язык является средством интеграции в российскую экономику", это обидно и непатриотично. Однако, можно ведь было придумать обтекаемую формулировку, скажем, вместо российской экономики упомянуть гендерно-нейтральное евразийское пространство или межнациональное общение.
В этой связи предпосылки у русского языка в Казахстане довольно туманные: если нет утвержденного на государственном уровне мотива изучения и поддержки языка, то власть в любой момент легко откажется от своих обязательств, причем будет формально права.
Есть и другая проблема языковой политики, которая вскрылась относительно недавно. В русскоязычных школах часто тупо забивают на изучение казахского и полностью концентрируются на русском и английском (та же самая проблема существует в российских нацреспубликах). У людей просто отсутствует стимул изучения казахского языка, они не связывают свое будущее и будущее своих детей с Казахстаном. Получается, что государственный язык проигрывает борьбу с негосударственными, а страна за свой счёт готовит будущих граждан РФ, ЕС и США.
Решить эту проблему, не прибегая к прямым запретам, весьма непросто.
https://t.me/ia_steklomoy/7580