в гуле мнений по поводу того, что нам даст перемещение из Сибирского в Дальневосточный федеральный округ можно пофантазировать на тему того, что было бы неплохо получить знаменитый дальневосточный гектар, который дают под личные хозяйства, жильё, турбазы, пасеки и так далее; быть может, тема про Свободный порт распространится на российско-китайский переход в Забайкальске, а полученный при Константине Константиновиче Ильковском и умерший при Наталье Николаевне Ждановой ТОР (территория опережающего развития) в Краснокаменске как-то оживёт - его, возможно, станут курировать федералы. Наш этот несчастный краснокаменский ТОР с резидентами в виде стомклиник - это, конечно, ни фига не аналогичные территории в Свободном и Белогорске
про дальневосточный гектар - там, вроде, всё в какой-то момент упёрлось в то, что одного гектара мало, так как на нём сильно не развернёшься (гектар - это квадрат 100 на 100 метров - к слову, кто-то в Забайкальском крае совсем недавно предлагал давать по 100 гектаров, если они под сельское хозяйство берутся, чуть ли не посаженный министр Кузьминов), плюс самую симпатичную землю - пригороды Владивостока, Хабаровска и Благовещенска, побережье на юге Приморья и Сахалина - расхватали мгновенно, а остальное до сих пор пытаются раздать - но кому нужен гектар без инфраструктуры в медвежьем углу
Свободный порт (СПВ) - это особый режим, типа ТОРа, с особыми условиями таможни, налогов, преференциями для инвесторов. Сначала он действовал только во Владивостоке, потом его стали распространять и на другие порты Дальнего Востока, вплоть до Камчатки и, кажется, Чукотки, а потом задумались и о погранпереходах - в Благовещенске точно обсуждали. Тема предполагает освобождение от уплаты налогов на имущество, землю, еще какие-то налоговые преимущества, упрощённые таможенные процедуры для резидентов - например, оборудование из того же Китая резидент порта может ввозить по ускоренной и упрощённой схеме и, кажется, без уплаты таможенной пошлины. В Приморье, по данным на 30 октября, свыше 900 резидентов СПВ. Из них около 50 - иностранные компании. В августе прошлого года тогдашний министр по развитию Дальнего Востока Александр Сергеевич Галушка гноворил, что СПВ могут распространить на Благовещенск - там достраивают мост до Хэйхэ и под него уже создана ТОР, и вот ещё и режим СПР хотели добавить. Но вроде бы это решение пока не принято
у нас если в Забайкальске случится хоть что-то - это будет уже чудо. Пока десятки если уже не сотни проектов по типа развитию приграничной территории на деле оказываются простым сотрясанием воздуха, а вся инвестиционная привлекательность дохнет уже на воняющем мочой погранпереходе. Единственные реальные резиденты в этом Бермудском прямоугольнике бюрократического безумия - это владельцы контор, которые возят товар через границу при помощи кэмэлов. На российской территории сразу около границы нет ничего, кроме разрушенных и недостроенных зданий, развороченной земли, заваленной бытовым мусором, и стай голодных псов. Ни один губернатор Читинской области и Забайкальского края даже не пытался что-то там реально изменить, а местная власть в Забайкальске и Забайкальском районе много лет находится в режиме бесконечной свары и де-факто просто мелко жрёт с границы, не видя ничего дальше своего брюха
ну и надо помнить, что в Забайкальске - самый крупный, но не единственный погранпереход (их там два, на самом деле - железнодорожный и автомобильный), всего их на российско-китайской границе у нас - плюс Олочи-Шивэй (мост через Аргунь), Староцурухайтуй-Хэйшаньтоу (мост через Аргунь), несчастный Покровка-Логухэ (сезонный переход по льду Амура), плюс российско-монгольские пункты пропуска в Соловьёвске и Верхнем Ульхуне. Если в Забайкальске пункты пропуска несмотря на все проблемы более-менее загружены и работают круглосуточно, то вся остальная приграничная инфраструктура стараниями в основном федеральных властей, в ведении которой она находится, пребывает в немного доисторическом состоянии - многолетний поток писем региональных властей о том, чтобы что-то изменить, уходит в песок