Одобрение пенсионной реформы депутатами Единой России остро ставит вопрос о перезагрузке партии, которая несет колоссальные имиджевые потери по всей стране. Если раньше партию и большинство её депутатов просто недолюбливали, критиковали, то сейчас большая часть избирателей её начинает люто ненавидеть. Голосование фракции в ГД бьет даже по депутатам, которые пользуются огромным авторитетом за счет своих высоких достижений в других областях (космонавты, артисты, спортсмены-олимпийцы и прочие)
За последние годы партия, собиравшая массы активистов и сторонников, партия, в которую вступали с гордостью – превратилась в элитарный (в худшем смысле этого слова) клуб чиновников и депутатов, обособившись от своего избирателя и рядового члена. Выборы стали выигрываться сугубо административным ресурсом с применением силового давления и нарушениями закона. В этих условиях у представительной власти атрофируется её основная функция - представительность. Депутаты разучились общаться с избирателем и спорить с исполнительной властью, потеряли себя как связующее звено между гражданином и властью. Большинство депутатов Госдумы самоустраняются от региона сразу после избрания.
На региональном уровне интересы местных кланов, ревниво защищающих свои территории от новичков, поддерживают высокопоставленные чиновники, спикеры заксобраний, работники исполнительных комитетов партии всех уровней. Доходит до прямых угроз и звонков в избиркомы с требованием снять кандидатов, прямых угроз кандидатам. В Забайкальском крае, например, руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин даже не опасается звонить лично кандидатам и угрожать на жаргоне, далеким от политических стандартов. Дочь Степана Жирякова, сенатора от края, работающая в региональном отделении юристом оказывает давление на избирательные комиссии, заставляя их нарушать законы для снятия неугодных кандидатов. В целом же, редкая конкуренция возникает лишь там, где приходится биться двум административным ресурсам. В Сибири такая возможность ещё пока остаётся в Новосибирске и Иркутской области.
Спущенный в регионы законопроект о повышении пенсионного возраста показывает, что «Единая Россия» закрытая корпоративная структура с жесткой дисциплиной. Никаких обсуждений, полная поддержка депутатами, за исключением тех, кто уехал в отпуск, в попытке избежать голосования, а кто-то просто предпочел заболеть. Мало кто из единороссов проводит встречи с избирателями и разъясняет суть реформы. Регионам, в которых предстоят выборы региональных парламентов разрешено не голосовать по этому проблемному вопросу, потому что рейтинги «Единой России» серьезно проседают.
В этой ситуации, с одной стороны, оппозиция оказывается в выгодном положении – аккумуляция протестов и негативных настроений позволит нарастить собственный электорат и выйти в следующий избирательный цикл усиленными. С другой – негатив от реформы распространяется в целом на всю партийную систему. Недоверие к депутатам так же растет. Отдельного внимания заслуживают самовыдвиженцы, которые дистанцируясь от всех политических сил, имеют преимущество среди протестного электората, который растет вширь, а внутри него нарастает недовольство. Так же в их сторону могут повернуться неопределившиеся.
Повышение пенсионного возраста – только начало непопулярных реформ. А потому обрюзгшим от отсутствия публичности единороссам необходимо принимать меры. Партии необходимо проводить серьёзную перестройку, в том числе в части кадрового обновления.