Видео, где главу Волоколамского района чуть не поколотили разъяренные жители, а губернатора Подмосковья забросали снежками, уже облетело интернет. Что же касается политического контекста инцидента, то здесь есть несколько важных моментов.
1. В России есть две наиболее чувствительных темы. Первая тема – экология. Но не экология «вообще» (массовая вырубка лесов, загрязнение водоемов мало кого всерьез волнует), а ее особый раздел – разного рода «химия» во всех ее проявлениях (в продуктах питания, в удобрениях, в воздухе и т.п.). Слабая осведомленность людей лишь усиливает эту глубинную фобию, порождая слухи и мифы. Тем опаснее инциденты, вроде различных выбросов «химии» куда бы то ни было. А вторая чувствительная тема – дети. Всё, что связано с детьми, вызывает повышенную эмоцию – положительную, либо отрицательную. В волоколамской истории эти две темы соединились.
2. Экологические сообщества – наиболее идейная и активная часть гражданского сектора. Их малочисленность не позволяет им быть самодостаточной протестной силой, однако, когда созревают условия для массового недовольства, именно экологи способны стать тем организующим и вдохновляющим фактором, который приведет массы в движение.
3. Публичная кампания против полигонов ТБО, раскручиваемая в интересах Чемезова и его программы строительства сети мусоросжигательных заводов, идет уже давно. Положение Воробьева осложняется тем, что сами мусоросжигательные заводы как альтернатива полигонам – тема с не меньшим протестным потенциалом, и она уже вылилась в несколько массовых митингов.
4. Пока не видно сильной фигуры, способной объединить разрозненные островки протеста. Основной претендент на роль такой фигуры – Павел Грудинин – мог бы использовать свою президентскую кампанию как старт кампании губернаторской, но не уделял региональной повестке никакого внимания.
Роман Ларионов