Size: a a a

2019 August 05
Groks
Рекомендация: @dumik — канал Димы Думика, основателя компании, продуктом которой пользуется более 500 миллионов пользователей. Компания называется Chatfuel, если кто не знает. А в канале Дима делится своим опытом в продуктологии и публикует не только заметки, но и интервью с интересными личностями. Например, с Андреем Дороничевым — человеком, под чьим руководством появилась мобильная версия YouTube. Полезной информации с практической пользой для читателя там много. Советую подписаться на @dumik.
источник
2019 August 08
Groks
groks
Lyft опубликовал результаты Q1 2019. Выручка — $776 млн., расходы — $1932 млн., правда $859 млн. из них пошли на stock-based compensation — то есть это не минус из кэша на балансе. Скорректированный же убыток составил $211 млн. Вместе с этими цифрами Lyft гордо заявил, что у него теперь есть 10 беспилотников Waymo в Финиксе.

https://www.wsj.com/articles/lyft-reports-strong-revenue-growth-1-1-billion-loss-11557259916
Lyft опубликовал данные за Q2 2019. Выручка выросла на 72% YoY до $867 млн. Но! Чистый убыток увеличился на 160% за тот же период и составил $644 млн. А за первые пол года Lyft в минусе на $1.8 ярда. Расходы «стартапа» в почти 3.5 раза превышают доходы. Затраты на R&D выросли в 8 раз, на G&A — в 3 раза. Лихо!

https://investor.lyft.com/news-releases/news-release-details/lyft-announces-record-second-quarter-results
источник
2019 August 09
Groks
groks
В первом квартале 2019 года чистый убыток Uber превысил миллиард долларов. По сравнению с Q1 2018 gross booking вырос на 34%, а выручка всего на 20%. Однако если сравнивать с Q4 2018, то объём заказов вырос на 3.3%, доходы — на 4.2%.

https://techcrunch.com/2019/05/30/uber-earnings/
А вот и данные от Uber подоспели. Выручка выросла на 14% YoY до $3.2 млрд, а чистый убыток на 642%. С Lyft расходы растут симметрично — траты на R&D выросли в 10 раз! Интересное противостояние наблюдаем.

https://investor.uber.com/news-events/news/press-release-details/2019/Uber-Reports-Second-Quarter-2019-Results/default.aspx
источник
2019 August 14
Groks
Однажды я уже говорил, что с бóльшим интересом отношусь к рассказам про неудачи, нежели к всегда уникальным примерам великого успеха. И посему хочу поделиться пятью историями крупнейших венчурных провалов от Евгения Тимко.

1. Solyndra (2005-2011): $1.6 млрд.
2. Fisker (2007-2013): $1.3 млрд.
3. Jawbone (1999-2017): $930 млн.
4. Better Place (2007-2013): $850 млн.
5. Theranos (2003-2018): $750 млн.

Все они очень разные, но при более детальном рассмотрении начинаешь понимать, что причины падения во многих случаях были схожими. Это и чрезмерное эго основателей, и пресловутый долинный подход «fake it till you make it», и, конечно же, слишком большие суммы инвестиций, которые явно жгли карман.
источник
2019 August 18
Groks
Гарри Маркополос, человек, раскрывший финансовую пирамиду Бернарда Мэдоффа, обвинил General Electric в мошенничестве на $38 млрд. Мне как автору разборов IPO Uber и Lyft очень захотелось прочитать его доклад. Пока не осилил, но обязательно вернусь, ибо то, что большие дядьки могут творить с денежными потоками поражает.

Для меня когда-то стало откровением, что revenue и net income без cash flow мало таки о чём говорят. Хотя есть много вроде бы реальных экспертов, которые убеждены, что Amazon балансирует за счёт AWS, не говоря об аналитиках, которые пророчат банкротсва, не заглядывая дальше чистых убытков. Труды Маркополоса — совсем другой уровень.

И фишка в том, что пока ты читаешь про тренды в дизайне, оптимизируешь код, применяешь популярные методологии управления и оттачиваешь юнит-экономику, твоим конкурентом может быть гораздо менее совершенный персонаж. Но он умеет формировать математический ряд таким образом, чтобы тот казался возрастающим на поприще капитала.

Ты крепнешь за счёт рационализации, а он за счёт масштаба. Если его скорость развития больше, то он успешнее. Да, возможно он не достигнет нужного для самодостаточности размера и при всём своём величии под грузом долгов рухнет раньше тебя. Но и не известно на долго ли ты с нами. Время относительно. А разница между вами только в размахе мышления и амбиций. #созидание
источник
Groks
источник
Groks
Кстати говоря, недавно на VC была статья с анализом предприятий из книги «Построенные навечно» Джима Колинза. General Electric присутствует в том списке и список, хочу заметить, чуть ли не индексным считается. Однако скучный финансовый отчёт Маркополоса ставит под сомнение эмпирическое исследование Колинза. И я считаю, что лучше понять доклад господина Маркополоса, чем прочитать тонну бизнес-литературы.
источник
2019 August 21
Groks
Рубрика занимательных статистических фактов за последнее время #аналитика:

• SoftBank планирует одолжить $20 миллиардов своим сотрудникам, чтобы они вложили свои деньги в его венчурный фонд. Либо SoftBank не успевает инвестировать, либо хочет диверсифицировать риски. Интересный ход.

Вслед за Швейцарией, Датские банки тоже начали предлагать ипотеку с отрицательной ставкой. То-есть вы берёте в долг, а вам платят за это. Мечта Шарикова, но на самом деле это стимулирование спроса в период дефляции и в этом нет ничего хорошего.

• После анализа 150 миллиардов поисковых запросов в Google выяснилось, что почти в 49% случаев люди получают ответ прямо в поисковой выдаче и только 41% запросов приводит к органическим кликам на сторонние сайты.
источник
2019 August 22
Groks
График никак не связан с технологиями, но я не могу не поделиться им с вами. Это лучшая иллюстрация наших когнитивных искажений и различий между информационным полем и реальностью. Глядя на него, определённо есть над чем задуматься.

https://ourworldindata.org/does-the-news-reflect-what-we-die-from #аналитика
источник
2019 August 24
Groks
Хочу предложить вашему внимаю сразу два крайне содержательных и познавательных интервью: с Максимом Шафировым и Михаилом Винком. Это генеральный директор и менеджер по международным маркетинговым программам JetBrains. А если кто-то вдруг не знает, что это за компания, тогда тем более отправляйтесь читать.
источник
2019 August 26
Groks
Уже больше года прошло с моего опроса про корпоративную демократию. Хочу заметить, что тогда 40% человек проголосовало «За».  А сейчас советую вам почитать рассказ о происходящем в Гугле от Wired. Свобода в коммерческой компании — это нематериальная мотивация. Однако методика изначально содержала противоречие и оно достигло критической точки. Генеральная политика Гугла оказалась деструктивной и корпорация решила отказаться от исторически свободной культуры труда.

https://www.wired.com/story/inside-google-three-years-misery-happiest-company-tech/ #созидание
источник
2019 August 27
Groks
На канале @blognot повстречалась занимательная статья про Uber. К аннотации мне добавить нечего, поэтому я просто её продублирую. И да, это канал Сергея Петренко — того самого Грэя из Радио-Т.

«Пять лет назад Uber ввёл для своих американских клиентов специальную надбавку в 1 доллар, назвав её "Safe Rides Fee", заявляя, что это необходимо для финансирования дополнительных расходов на регулярные проверки автомобилей, разработку дополнительных функций в части безопасности поездок и обучение водителей. Как выяснилось позже, из полученных в результате 500 млн долларов практически все составили дополнительный доход компании, а когда через пару лет это стало поводов для двух массовых исков, компания выплатила 28,5 млн всем клиентам (примерно по доллару каждому) в качестве компенсации.

Этим примером открывается большая статья в New York Times, которая сама по себе является отрывком из книги американского журналиста Майка Айзека, посвященной Uber, которая выходит через неделю. Майк много лет занимался освещением новостей tech в ведущих американских изданиях, но книга, как и большинство того, что мы знаем про Uber, совсем не про технологии, а гораздо больше про бизнес. Я думаю, стоит читать книгу, когда она появится, а начать со статьи тоже неплохо».

https://www.nytimes.com/2019/08/23/business/how-uber-got-lost.html
источник
2019 August 30
Groks
Прочитал совершенно прекрасный текст — выжимку из книги «Карта культурных различий» Эрин Мейер, в которой автор повествует о том, как добиться взаимопонимания в международных проектах. Но я убеждён, что её идеи и наблюдения будут полезны всем. Ведь нации неоднородны, люди разные, а умение коммуницировать — первостепенный навык для каждого. Да, мы все с детства овладели речью, однако с проблемами в коммуникациях сталкиваемся регулярно.

Интонация, мимика, тембр голоса могут по разному отражать один и тот же набор слов. Более того, я как автор замечаю, что не то что последовательность изложения, а всего лишь одно слово, может исказить для читателя мысль, которую я хочу донести. Плюс ко всему этому у людей разное представление о диалектике и разные культурные особенности, которые очень хорошо иллюстрирует госпожа Мейер.

К примеру у французов вся положительная обратная связь даётся неявно, а отрицательная — прямо и непосредственно. Был случай, когда американский начальник, в целом положительно оценивающий труды француженки, указывал ей на некоторые оплошности, но подчинённая просто не слышала критику, считая, что её превозносят до небес.

В Германии принято критиковать открыто и темпераментно. Британский босс предложил немцу подумать над тем, чтобы сделать кое-что по-другому. Немец подумал и решил ничего не делать, его всё устраивало как есть. Он был очень удивлён, когда спустя время босс устроил ему разнос за открытое неподчинение.

Китайца попросили выйти на работу в выходной день. Тот ответил, что он, конечно, сможет, но у его дочери день рождения. Испанский шеф отреагировал словами «как мило». Китаец поблагодарил за понимание. При этом испанец уверен, что китаец придёт на встречу в воскресенье, а китаец считает, что его поняли, и он может не приходить.

Русский ИТ-менеджер пришёл к начальнику из Дании с описанием проблемы и просит выбрать одно из предложенных решений. Для датчанина это выглядело некомпетентностью, ибо эксперт в своей области должен сам решать как ему быть дальше. Для русского начальник казался человеком лишённым лидерских задатков, не понимающим, как управлять людьми.

Все эти случаи не вымышленные, а их осознание станет почвой для рассуждений. Ведь уровень контекстности культуры общения может разниться даже среди ваших коллег. А вопрос о том, какая система управления лучше — извечен. Консенсусные решения более вымерены, но уступают индивидуальным в скорости их принятия. Иерархичность ведёт к излишней поляризации и сужает видимость проблем, однако эгалитарность влечёт за собой вероятность потери контроля.

https://vc.ru/hr/77152-kulturnaya-karta-klyuchevye-idei-bestsellera-karta-kulturnyh-razlichiy-erin-meyer #грок
источник
2019 September 01
Groks
Рубрика занимательных статистических фактов за последнее время #аналитика:

• Uber Eats теряет по $3.36 с каждого заказа и будет терять по $0.46 с каждого заказа в 2024 году, считают аналитики из Cowen.

• Baidu поставила около 4.5 млн умных колонок в Q2 2019 при YoY росте в 3700%. Для сравнения, поставки Google Home составили 4.3 млн (-19.8% YoY), Amazon Echo — 6.6 млн (+61.1% YoY).

• Сайты теряют до 10% выручки с пользователя из-за регламента по защите личных данных Евросоюза (GDPR), согласно исследованию NBER.
источник
2019 September 02
Groks
Говорят пузырь с дронами лопнул, а я даже не подозревал о его наличии. Интересна судьба миллиардов, вложенных на развитие беспилотников, ведь только инвестиции в Cruise и Uber ATG кратно превышают объём всех венчурных денег, выделенных на дроны с 2012 по 2019 годы.

https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-08-30/drone-bubble-bursts-wiping-out-startups-and-hammering-vc-firms
источник
2019 September 03
Groks
groks
«How did Musk once again hoodwink investors? Part of it, as always, has to do with the Wall Street underwriting hype machine—the same hype machine that touted the initial public offerings of both Lyft and Uber, before both fell rapidly below their I.P.O. prices, once again burning the retail investors who get suckered every time».

Хорошее чтиво от Уильяма Коана о финансовом положении Tesla. Материал будет ещё интереснее, если знать, что за 2018 год Илон Маск в должности генерального директора компании заработал $2.3 млрд. Правда его вознаграждение преимущественно состоит из акционерного опциона, но всё равно это очень необычно, ведь 65 самым высокооплачиваемым CEO в мире суммарно заплатили меньше, судя по последнему рейтингу «The Highest-Paid C.E.O» от NYT.

Для меня самое гениальное в Маске — это его умение маневрировать капиталом.

https://www.vanityfair.com/news/2019/05/elon-musk-confronts-the-bear-case
Я думаю, что к такому заголовку какие-либо комментарии излишни.

https://www.vanityfair.com/news/2019/08/how-elon-musk-gambled-tesla-to-save-solarcity
источник
Groks
groks
Тема безопасности своих граждан всегда была ключевой для любого государства во всех её смыслах. Сфера пассажироперевозок не исключение. И в последних новостях мне слышится лейтмотив о том, что в первую очередь обеспокоенность за безопасность своих пассажиров, должна возникать у агрегаторов такси. А для тех компаний, которые не разделяют эти ценности, власти помогут вселить чувство обеспокоенности.

Мягко говоря неприятных прецедентов уже было не мало. Я про смерти в авариях, возникших по ошибке неопытного водителя, про случаи избиения клиентов, про нашумевший иск в к Uber на $10 миллионов от жертвы изнасилования и многое другое. Исключение подобных случаев требует повышения социальной ответственности бизнеса, а значит и бо́льших затрат в операционной деятельности.

Lyft уже продемонстрировал свою благообразность, пообещав выделять 1% своей прибыли в благотворительный фонд, который курирует национальные парки в США. Со стороны Uber про подобные инициативы я не слышал, но Яндекс.Такси буквально вчера на конференции в Сколково показал устройство для контроля внимания водителей. Более того, компания заявила о намерении потратить свыше 2 миллиардов рублей на развитие технологий безопасности поездок в текущем году. И это почти в 2 раза больше, чем за предыдущие два года вместе взятые.

В общем, как вы знаете, я посвятил немало времени, чтобы описать масштаб существующих проблем в Lyft и Uber с их чрезмерно большими убытками. Но расходы такси агрегаторов в ближайшей перспективе будут только расти, ибо проблема с безопасностью пассажиров требует допольнительных инвестиций. И кажется мне, что в условиях понижения маржинальности следует ожидать повышения тарифов или комиссий.
В апреле одна из записей в Groks была посвящена теме госрегулирования рынка такси-агрегаторов, которая в первую очередь связана с вопросом безопасности пассажиров. Тогда я писал про то, что новые вызовы требуют дополнительных инвестиций от представителей отрасли и упомянул ещё устройство от Яндекса для контроля внимания водителей. Но это далеко не всё, что делается в данном направлении.

За последние два года компания инвестировала около 1.2 млрд рублей в технологии безопасности. И теперь о всех нововведениях можно узнать в пользовательском приложении Яндекс.Такси, где появился раздел «Безопасность». Для этого надо нажать на кнопку с пристегнутым человеком на экране или выбрать одноимённый пункт в меню слева.

Яндекс научился анализировать манеру вождения водителя благодаря данным с акселерометра и гироскопа мобильного устройства, на котором установлен Таксометр. При резком торможении, ускорении или поворотах водитель получает предупреждение с просьбой быть аккуратнее. А тем, кто игнорирует эти предупреждения, доступ к сервису будет закрыт.

Также система использует карту города с данными об ограничениях скорости, маршруты поездок водителей и скорость автомобиля на каждом участке маршрута. Благодаря соединению этих данных она проверяет, не превышал ли водитель скорость. Если да, то система отправляет ему предупреждение. Если водитель продолжает лихачить, то снова бан.

Кроме того, в разделе «Безопасность» можно добавить доверенные контакты друзей или родных, через него можно оповестить своих близких о маршруте поездок, а также срочно связаться с экстренными службами при возникновении нештатной ситуации.

Скоро кнопка с разделом появится в приложении у всех пользователей.
источник
2019 September 04
Groks
Руководители 181 американской компании из ассоциации Business Roundtable опубликовали «Statement on the Purpose of a Corporation», согласно которому соблюдение интересов инвесторов не должно быть первостепенной важностью для бизнеса. А подписались под этим заявлением очень большие дядечки, поэтому наивно расценивать сей документ, как чей-то бессмысленный манифест. Со смещением парадигмы от shareholder capitalism к stakeholder capitalism в штатах происходит что-то глубинное. Что именно — сказать не смогу. Жутко любопытна интерпретация этих событий от людей схожего ранга, например от господина Грефа.

https://hbr.org/2019/08/181-top-ceos-have-realized-companies-need-a-purpose-beyond-profit #созидание
источник
2019 September 06
Groks
В Groks я никак не освещал грядущее IPO WeWork, хотя проспект жадно читал ещё в день его публикации. Думал даже опубликовать разбор S1 по принципу того, что делал с Uber и Lyft. Но для меня переоценка и неустойчивость модели были настолько очевидны, что я засомневался в справедливости своих суждений. Может я со своей колокольни не осознаю те высокие материи Масаёси Сона и Адама Неймана? Или просто не имею ни малейшего понимания рынка недвижимости? И вот FT, WSJ, Bloomberg разразились слухами о том, что оценка WeWork упала с $47 миллиардов до ~$25. Да, пока это только слухи. Однако я хочу вам показать сравнительную таблицу The We Company с IWG от EquityZen. Представляете, что может быть, если вдруг окажется, что многое из портфеля SoftBank переоценено? #мысливслух
источник
Groks
источник