Size: a a a

Цифровой этикет

2021 March 25
Цифровой этикет
Ужасная ситуация: появился аккаунт, который от моего имени предлагает рекламу в моем канале. Он отличается от моего одной только буквой. Мой ник @Looking_over, а они используют ник @Lookng_over. То есть не каждый заметит разницу.

Это ужасно мерзко и обидно. Я знаю, что я не первая, с кем таким образом обошлись мошенники. И я не понимаю, что здесь можно сделать. Наверное, здесь можно только посоветовать: если кто-то предлагает вам рекламу на каком-то канале, то требуйте доказательств, что этот человек действительно управляет аккаунтом.
источник
2021 March 26
Цифровой этикет
В разгар пандемии вузы решили проводить сессию в режиме онлайн. И чтобы убедиться, что студенты честно сдают экзамен, стали вводить прокторинг - систему контроля за сдающим. В частности СПбПУ в регламенте прописал, что студент должен перед экзаменом показать свою комнату и подтвердить, что в комнате нет других людей и гаджетов, с которых можно списать.

Студент СПбПУ Данила Тимофеев подал иск в суд, в котором просил признать незаконным требование осматривать комнату, потому что это нарушает статью Конституции о неприкосновенности жилища. Вчера стало известно, что суд отклонил этот иск.

Мне кажется, этот интереснейший кейс показывает, как быстро стирается граница между реальным и виртуальным миром. И теперь даже просьба на камеру показать свое местоположение воспринимается как вторжение в жилище.

Что думаете про это требование и позицию студента? ⬇️
источник
Цифровой этикет
Насколько уместно требование вуза к студенту продемонстрировать комнату, в которой студент сдает экзамен?
Анонимный опрос
29%
требование обоснованное, нарушения личных границ не вижу
71%
требование необоснованное, нарушающее личные границы
Проголосовало: 2633
источник
2021 March 31
Цифровой этикет
Я обожаю собирать мемы про цифровое общение (даже завела для этого специальный инстаграм) - в них столько боли, мудрости и иронии! Думаю, у каждого есть такие картинки. Давайте делиться в комментариях? А я пока туда своих фаворитов накидаю.
источник
2021 April 03
Цифровой этикет
Обидные слова

Иногда наши слова обижают людей даже тогда, когда мы не хотели никого обидеть. Например, мы говорим "инвалид", "сирота", "колясочник". И это может кого-то ранить.

Мария Бобылева вместе с проектом "Такие дела" выпустила книгу о корректной лексике "Мы так говорим. Обидные слова и как их избежать". В ней собраны некорректные слова и их замена. Например:
- больной => пациент, человек с (диагнозом)
- венерическое заболевание => ИППП
- глухой => слабослышащий человек
- прикован к кровати => лежачий пациент
- СПИД => терминальная стадия ВИЧ
- язык жестов => жестовый язык
- паранойя => тревога, параноидальный синдром
- бомж => бездомный
- бывший заключенный - не употреблять
- наркозависимый => человек, употребляющий наркотики, человек с химической зависимостью
- наркоман => наркопотребитель
- проституция => секс-работа
- приезжий => иностранец
- старый => пожилой, старший
- сексуальные меньшинства => ЛГБТ, ЛГБТ+
- третий пол => интерсекс
- контрацепция => предохранение

Не знаю, какие чувства у вас вызывает требование заменить слова из левого столбца на слова из правого. Но когда я читала книгу, меня разрывало от противоречий: с одной стороны, действительно: там где мы можем обидеть кого-то неосторожным словом, лучше выбрать более мягкий вариант, чтобы никого не ранить. С другой стороны, книга становится таким пособием "На что обидеться, если очень хочется, но вы не видите повода" - потому что в список обидных слов попадают те слова, в которые в повседневной жизни мы совершенно не вкладываем намерения кого-то задеть. И, кажется, получается, что требование "говорить корректно" порождает гораздо больше вражды и конфликтов, чем сами "некорректные" слова.

Обзор на книгу Марии Бобылевой я выложила на своем ютуб канале: https://youtu.be/bBL7vQJEuM0

#книги
источник
2021 April 08
Цифровой этикет
Правило 92. Не отвечайте односложно

Что мне теперь делать?
Почему так долго?
Срочно пришлите информацию
Жду презентацию

Звучит грубовато. Но стоит добавить несколько слов к этим репликам, и они сразу становятся гораздо мягче:

Что мне теперь делать? ➡️ Скажи, пожалуйста, что мне теперь нужно сделать?

Почему так долго? ➡️ Я не очень понимаю, как устроен процесс, объясните, пожалуйста, почему это занимает столько времени.

Срочно пришлите информацию ➡️ Руководство потребовало сдать отчет завтра к 8 утра. Мы сейчас очень срочно собираем данные. Пришлите, пожалуйста, информацию сегодня до 16:00.

Жду презентацию ➡️ Мы договорились, что вы сегодня пришлете презентацию. Очень жду ее. Дайте знать, если нужна какая-то помощь.

Когда встреча? ➡️ Напомни, пожалуйста, когда встреча.

Как видим, достаточно добавить всего несколько слов в свою реплику и все начинает звучать гораздо мягче и дружелюбнее. Несколько секунд - выгодные инвестиции в хорошие отношения с коллегами и партнерами.

Берегите друг друга
#почта #мессенджеры
источник
2021 April 15
Цифровой этикет
Собеседник, обращаясь к вам, пишет ваше имя с маленькой буквы.
Анонимный опрос
54%
Вижу в этом неуважение
46%
Не обращаю внимания
Проголосовало: 4007
источник
2021 April 28
Цифровой этикет
Как сделать, чтобы текст было удобно читать?

1. Использовать подзаголовки - это навигация по письму
2. Нумеровать вопросы, которые задаем в тексте
3. Ставить буллиты при перечислении
4. Выделять жирным самое важное (но избегать другого избыточного форматирования)
5. Самое главное и самое простое - делать лишний отступ между абзацами.

Так простыня текста превратится в опрятное, структурированное и понятное письмо.
источник
2021 April 30
Цифровой этикет
По правилам этикета если вам звонили, а вы не успели взять трубку, то вы должны перезвонить. Но сейчас слишком много звонков от спамеров. Не хочется перезванивая, попасть на спам. Как же поступать?
Анонимный опрос
76%
Перезванивать только на знакомые номера
9%
Перезванивать всем
15%
Никому не перезванивать
Проголосовало: 3736
источник
2021 May 02
Цифровой этикет
Простые привычки для цифрового благополучия

Несколько месяцев назад Катерина Акулич, специалист по формированию привычек, позвала меня поговорить о том, какие цифровые привычки нам стоило бы сформировать, чтобы гаджеты и интернет нам помогали, а не мешали.

Я рассказывала про свой опыт, а Катерина объясняла, как это работает с точки зрения поведенческого дизайна.

Вот что получилось: https://youtu.be/WdcclwlZw7Q

А вот тг-канал Катерины про научный подход к формированию привычек и борьбе с прокрастинацией: https://t.me/habitlab
источник
2021 May 07
Цифровой этикет
К сожалению
*
- Давай встретимся сегодня
- К сожалению, я иду на вечеринку
*
- Помоги на выходных с отчетом
- К сожалению, я уезжаю из города

С недавних пор стала следить за тем, как использую в переписке это «к сожалению». В примерах выше получается, что я жалею, что иду на вечеринку или уезжаю из города, и как бы обесцениваю свои собственные планы. Но я об этом не жалею, а очень даже наоборот.

Поняла, что важно не позволять «к сожалению» обесценивать себя и использовать его только там, где действительно сожалею.

Upd еще пример из комментариев:
- Можно с вами познакомиться?
- К сожалению, я замужем
[хорошо, что муж не слышал]
источник
2021 May 10
Цифровой этикет
Вы разговариваете с человеком, а он в это время смотрит в телефон: «Продолжай-продолжай, я тебя слушаю».

Это фаббинг - привычка отвлекаться на гаджет во время разговора. Фаббинг показывает пренебрежение, может очень ранить, демотивировать и даже разрушить отношения.

Нормально использовать телефон для общего дела (например, показать другу фото, посмотреть путь на карте), но не нормально - использовать для отстранения от общения.

Вот какие способы борьбы с фаббингом мне приходилось встречать:
⁃ спрашивать у спутника разрешения проверить телефон или написать смс - так он поймет, что отвлекаться без причины и предупреждения - это не норма.
⁃ если собирается компания, то попросить гостей оставить телефон в специальной корзине на входе.
⁃ во время общих встреч проводить пятиминутку коллективной проверки телефона - чтобы все могли снять тревожность и при этом не обижать никого игнорированием.
⁃ сыграть в игру - договориться с компанией, что общий счет в кафе оплачивает тот, кто первый заглянет в телефон.
⁃ если друзья во время встречи зависли в телефонах, то сфотографировать их и отправить всем это фото на смартфоны.

Наверняка список можно продолжить. Но главное - самому не стать тем самым фаббером и не позволить гаджетам разрушить отношения.
источник
2021 May 13
Цифровой этикет
Вы написали в мессенджере «спасибо». Ждете ли вы какого-то сообщения от собеседника в ответ?
Анонимный опрос
76%
Нет, отвечать необязательно
1%
Да, ожидаю в ответ что-то вроде «пожалуйста»
12%
Да, хотелось бы получить хотя бы смайл или стикер
11%
Да, приятно было бы увидеть «рад(а) помочь»/«обращайся»
Проголосовало: 3963
источник
2021 May 16
Цифровой этикет
Спасибо. Пожалуйста. Не за что.

После продолжительных дискуссий здесь и в инстаграме, вот что получается со словами вежливости в переписках и чатах:

Спасибо
Человек выполнил вашу просьбу - «спасибо» не будет лишним. Этим «спасибо» вы не только благодарите, но и как бы говорите: «я получил, задача выполнена, дополнительных действий не требуется». Человек не должен гадать: дошло ли до вас, устроило ли, не нужно ли чего-то доделывать.

Пожалуйста
После благодарности «пожалуйста» - наименее ожидаемый ответ, это слово уже будет избыточным и только отвлечет лишний раз собеседника.

Рад(а) помочь/ обращайся еще / добрый стикер или смайл
Можно использовать, если хочется продемонстрировать позитивное отношение и готовность к дальнейшему контакту.

Не за что
Самый неоднозначный ответ: не несет важной информации и не работает на эмоциональный контакт. Кроме того, по мнению многих, обесценивает и просьбу, и оказанную услугу.

В общем, «спасибо» - точно да, а остальное - под вопросом.
источник
2021 May 21
Цифровой этикет
«Коллеги, подготовьте к понедельнику все материалы!
Хороших выходных!»

- любимый вид писем пятничным вечером.

Надеюсь, никто из вас не получил сегодня таких писем. И еще больше надеюсь, что никому сегодня таких писем писать не пришлось.
источник
2021 May 23
Цифровой этикет
Вы звоните человеку. Он сейчас не может говорить. Что ему следует сделать?
Анонимный опрос
58%
Сбросить звонок
42%
Просто не брать трубку
Проголосовало: 3757
источник
2021 May 24
Цифровой этикет
С каждым годом количество данных, генерируемых компаниями, растёт всё больше и больше. Как управлять всеми этими данными, как их эффективно использовать? На этот вопрос сможет ответить Data Scientist, и за это компании готовы платить, как говорят hr-специалисты, от 150 000 рублей и больше — ежемесячно.

Освоить профессию Data Scientist можно в Skillbox. Под руководством опытных специалистов вы научитесь использовать язык программирования Python, работать с источниками данных CSV, XML и XLSX, познакомитесь с анализом данных. Также вы освоите машинное обучение, что даст знания в области нейронных сетей. Если нет опыта в программировании, это не помеха, всему обучат и всё расскажут с нуля.

После прохождения курса специалисты помогают составить привлекательное резюме и найти работу.

Первый год обучения бесплатно. Информация о программе по ссылке ▶️ https://clc.am/igwUVg
источник
2021 May 26
Цифровой этикет
В предыдущем опросе мы так и не смогли решить, нужно ли сбрасывать звонок, если нет возможности ответить.

Но что точно нельзя делать - так это брать трубку, когда вы не можете говорить.

На днях в туалете в аэропорту - очередь большая и движется не очень быстро. В это время из одной кабинки доносится телефонный разговор: «алло, привет! да все нормально, ага, в аэропорту, а у тебя как дела...». Девушка тормозит всю очередь и заодно заставляет своего телефонного собеседника слушать звук смыва из соседних кабинок.

Даже странно, что приходится такое писать, но разговаривать по телефону в туалете, особенно общественном - это фуфуфу!
источник
2021 May 28
Цифровой этикет
Самая долгожданная функция в вотсаппе для (не)любителей голосовых сообщений: теперь войсы можно слушать на ускоренной перемотке - быстрее в полтора или два раза.

Для этого нужно нажать знак 1,5х или 2х рядом с сообщением.

В телеграме, кстати, такая функция работает уже несколько лет.
источник
2021 May 31
Цифровой этикет
Очень частый вопрос: нужно ли писать в конце письма «с уважением» или «с заботой о вас»?

Да как хотите! Главное - не хамить перед тем, как написать «с уважением и заботой».
источник