Хотя рынок труда в этой отрасли пострадал не сильно, специалисты были вынуждены пересмотреть свои принципы и жизненные ценности вместе с остальным миром. Они стали более прагматичными и уже не готовы ждать далеких и неясных перспектив, которые, возможно, никогда и не случатся. Все больше кандидатов оценивают предложения здесь и сейчас, а приоритет отдают тем работодателям, которые готовы предоставить все и сразу.
Таким образом, на первый план выходят такие факторы:
социальные программы (они в разном объеме, но все же действуют практически во всех технологичных компаниях);
гибкий или гибридный график с возможностью удаленной работы;
обучение и сертификация за счет компании (ни в одной другой сфере, кроме как в ИТ, не вкладывают так много в развитие и обучение собственных специалистов и поддержание компетенций);
компенсация питания;
парковка;
корпоративный спорт и т.п.
По сути, все то, что специалистам из других сфер в таком широком разнообразии сейчас недоступно.
Дефицит высококвалифицированных сотрудников в ИТ был всегда. Вместе с тем поиск кандидатов на вакансии, например, в разработке, тестировании ПО в направлении DevOps, по данным известной международной рекрутинговой компании Hays, даже у крупнейших игроков на рынке с сильными брендами занимает не менее полутора-двух месяцев.
Основываясь на своем опыте, добавлю, что срок закрытия вакансий на позиции руководителя группы разработки и выше доходит в некоторых случаях до полугода. При этом работодатели не склонны снижать требования к квалификации нанимаемых специалистов. Они предпочитают продолжать поиски профессионалов с необходимыми знаниями и опытом вместо того, чтобы пойти на уступки и нанять кандидата с недостаточной компетенцией для последующего повышения квалификации.
Иными словами, ИТ-компании все-таки, несмотря на дефицит кадров, тоже выбирают кандидатов, то есть этот выбор взаимен. Ведь именно наличие высококлассных экспертов и накопленный ими опыт по реализации сложнейших проектов — залог успеха и конкурентоспособности компании на рынке.
Каким должен быть ИТ-рекрутер
Найти профессионалов в узких технологических сферах сегодня непросто, поэтому HR-индустрия активно развивается и требования к специалистам по подбору также возрастают.
Раньше допускалось, чтобы рекрутер выполнял лишь роль координатора, обладал хорошими коммуникативными навыками и знал основы психологии для выстраивания правильного диалога с кандидатами. Сейчас этого крайне мало: хороший HR-специалист в ИТ должен вникать в бизнес-процессы компании, разработку, продажи, знать уникальность своих продуктов, применяемые технологии, языки программирования для бэкенда и фронтенда, особенности тестирования, сборки и прочее.
Не погружаясь в отрасль и не понимая, какие требования выставляет компания, невозможно найти хорошего специалиста. И, конечно, необходимо знать все о своей команде: иногда бывает, что ищешь человека под новые технологии, а он уже работает внутри компании. Кроме того, HR должен хотя бы поверхностно разбираться во многих областях, в первую очередь в финансах и праве, следить за трендами в подборе, адаптации и обучении персонала, идти в ногу со временем, не боясь внедрять новые HR-методы в нише ИТ.
Видя такой подход, айтишники проникаются уважением и симпатией и впускают HR-специалиста в свой круг, поэтому решать задачи становится легче.
Видя такой подход, айтишники проникаются уважением и симпатией и впускают HR-специалиста в свой круг, поэтому решать задачи становится легче. !!