Николай Рославец, он же «русский Шёнберг», – авангардист, новатор, привнесший в музыку новый язык, определивший звучание XX века. Пик его творчества приходится на дореволюционное и ранее послереволюционное время. Музыка у композитора тревожная, несущая настроение безнадежности, которая предвещает апокалипсис, заключающийся в «убийстве Бога» (гармонии). Додекафония Рославца – меч, вонзающийся прямо в сердце лирических идей XIX века... Каждый истинный художник – немножко пророк. Вещий взгляд на будущее хорошо прощупывается в музыке Рославца. Рославец – вершина музыкальной словесности начала XX века, он тонко и искренне чувствовал характер эпохи и предстоящие народные трудности. Обратим внимание на Первую сонату для виолончели и фортепиано. Начало – диссонирующее и тревожное, в нем слышно влияние революционных этюдов того же Скрябина или Шопена, но в отличие от романтических идей Шопена и символизма Скрябина, которые своими опусами высказывали надежду на светлое будущее, Рославец переосмысливает их иначе... Это скорее разочарование в произошедшем, носящее кровавый и трагический оттенок. #Рославец