Существуют две «Пиковые дамы». Одна принадлежит Пушкину, вторая – Чайковскому. Для воплощения своего музыкального замысла, где требовалось выразить высшую силу любви, борьбу с судьбой и богатые лирические образы героев, композитору не подходил литературный источник. Поэтому действие оперы переносится в другое время, а действующим лицам прописывают иные характеры и мотивы. В музыкальном плане это типичные для Петра Ильича темы состязания высоких материй и вездесущего рока. В какой-то степени это и плачь по музыкальному классицизму, который, будто с ностальгией вспоминает автор, ведь во многом в опере идет заимствование мелодических гармоний XVIII века. Главная мысль, которая есть, пожалуй, в каждом произведении Чайковского, преследует нас и тут. Надежда на счастье приходит со смертью. Лишь после финального грома аккордов, который знаменует погибель, начинают играть благородные темы любви, открывающие путь к свету. Словно жизнь – есть нескончаемая борьба, исход которой предопределен. Благополучие, по мнению Чайковского, видимо, возможно лишь в загробной обители, поэтому герои, да и слушатели, в развязке как бы возносятся вместе с музыкой к высшим субстанциям, недоступным земной юдоли, – наступает тот самый катарсис. Почему-то лишь в творческом итоге Чайковского, его последнем опусе – Шестой симфонии – жизнь обрывается без всякой надежды на продолжение… #Чайковский