Size: a a a

Классическая музыка

2018 January 16
Классическая музыка
источник
2018 January 18
Классическая музыка
Сегодня слушаем скрипичный концерт Сибелиуса. Его главное произведение, которое ушло далеко от отображения финских мифов, северной природы и истории народа. Да, это неотъемлемая часть музыкального творчества композитора, и при чтении анализа концерта вы встретите сравнения оного с могучим естеством страны тысячи озер, с восхвалениями в музыке скандинавского фольклора и прочего. Безусловно, это все присутствует, но Сибелиус на то и гений, что есть у него пророческий дар. На мой взгляд, в музыке отражено понимание грядущей кровавой бури, имя которой – XX век. Солирующая скрипка в начале, словно скупые слезы умудренного жизнью старца, который плачет по ушедшей эпохе, а оркестровое вступление – поглощающая сила нового времени, которая как раз облачена в аллюзии на мощь северного ветра. Это конфликт человека с эпохой и ее переменами. #Сибелиус
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 19
Классическая музыка
Вокальный цикл «Зимний путь» произведение очень пессимистичное и мрачное. Оно о человеке, который решил убежать от своих проблем, отказаться от возлюбленной и отправиться в долгий, почти бесконечный путь… Мы имеем одно из самых красивых и глубоких сочинений, рассказывающих музыкальными средствами о тоске, скорби, бренности бытия и в общем-то об истинном смысле жизни – любви, и на что обрекает себя человек, отказываясь от неё. Думаю, многие «обжигались» от расставания с любимыми и на какое-то время становились такими же «вечными странниками на зимнем пути», который в сущности никуда никого не привел. Поэтому такое произведение ставит эти вопросы особенно остро. Надо не бежать от проблем, а с ними бороться. В отличие от многих других сочинений романтиков, Шуберт не указывает на выход из ситуации, тут отсутствуют звуки фанфар, символизирующие победу. Это иллюстрация жизни, в которой нет любви, нет борьбы, а есть только бегство по вечному «зимнему пути». И горестный вопрос в финале звучит примерно так: «Нужна ли такая жизнь?» #Шуберт
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 21
Классическая музыка
Бранденбургские концерты – шесть абсолютно разных концертов, объединенных чисто баховской радостью жизни, каждый из которых стал первым в своем роде: например, Пятый Бранденбургский – первый в истории концерт для клавира с оркестром. А первая часть Второго концерта нанесена на золотую пластинку Вояджера в качестве презентации лучших музыкальных произведений Земли для инопланетных цивилизаций. По религиозной концепции, мир создан за шесть дней, также и у Баха, в шести концертах он творит абсолютно новую музыкальную вселенную. #Бах
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 22
Классическая музыка
Виолончельный концерт (оп. 85) Э. Элгара представляет собой своеобразный «реквием по музыке романтизма». Я считаю, что романтический период – высшее проявление музыкального искусства, где содержание и гармония достигли своего пика. В XX веке композиторы стали уделять больше внимания форме в поисках новых средств выразительности, но за ней потерялась внятная мысль. «Бог умер» – девиз двадцатого столетия, он «умер» и в музыке. Об этом гениальная исповедь Элгара, выраженная в духе мелодических традиций XIX века, а актуальные для своего времени дисгармонии, которые вплетены в конструкцию концерта – свидетельствуют о послевоенном разочаровании в «новом времени». Это траур по утерянной культуре, «ветер над могилами» персон, которым гильотина модернизма отрубила головы. Быстрый, энергичный финал – он же демонический танец на черепах, свидетельствующий об адской победе над лирикой XIX века. В этом опусе композитор произносит свое последнее слово отчаяния и выбивает эпитафию на надгробии эпохи романтизма. Публикуем две записи, в первой дирижирует сам Элгар, а вторая – лучшее, на взгляд редакции, исполнение концерта. #Элгар
источник
Классическая музыка
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 24
Классическая музыка
Масштабная ода пацифизму и траур по погибшим в «битвах за мир» – «Военный реквием» – великое произведение Бенджамина Бриттена. По замыслу композитора, тенор, баритон и сопрано – олицетворяют три враждующие стороны – Великобританию, Германию и Россию. Бриттен надеется с помощью музыки и поэзии Уилфреда Оуэна – солдата, погибшего за неделю до окончания Первой мировой, – помирить народы и уберечь мир от войн. Ведь главная добродетель человека – создавать, а не разрушать. Интересно тут и столкновение представлений о горе и апокалипсисе в традиционных реквиемах (Моцарта, Дворжака, Верди) с личным, внутренним видением солдата-поэта. Эти два мира далеки друг от друга, но в сущности неразделимы в своих точках зрения, где главная заповедь заключается в покорности – быть убитым, но не убить самому. #Бриттен
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 27
Классическая музыка
Музыка жизненной энергии, юмора и озорливости – Хаффнер-серенада Моцарта. Произведение охватывает широчайший круг чувств и настроений, которые присущи молодому человеку, здесь есть как лирические фрагменты, обрисовывающие некую печаль или тоску, так и светлые, почти праздничные мотивы радости жизни. Это музыка молодости, где живы мечты, а все тягости мимолетны и теряются в звуках почти бесконечного карнавала, торжества, смеха и народных танцев. И если что-то слушать в День рождения Моцарта, то именно этот «кубок жизни». #Моцарт
источник
Классическая музыка
источник
2018 January 28
Классическая музыка
«Ленинградская симфония» Шостаковича – музыкальный памятник городу и советскому народу. Мы хорошо знаем «официальную» трактовку произведения. Это симфония об ужасах войны, о нашествии врага на мирную землю, о народной сплоченности, чья сила духа и глубина мысли побеждают страшного агрессора. Но, Шостакович и его творчество, не бывают так просты, поэтому до сих пор не утихают споры об истинном композиторском замысле. Есть распространенная версия, что «тема нашествия», звучащая в первой части, написана задолго до начала войны (примерно в 1937 г.), и символизирует разрушительную машину сталинской власти. Шостакович говорил: «Сочиняя тему нашествия, я думал о совсем другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – ненавидел всякий фашизм». Исходя из этого, можно допустить, что «другой враг человечества» для Шостаковича – та самая сталинская система, которая губила все человеческое. Еще интереснее утверждение Михаила Казиника, который находит в структуре произведения закодированные мотивы гимна партии большевиков, дополнительно подтверждая вышесказанное о том, что и кто являлся для композитора смертоносным врагом. #Шостакович
источник