В последний день одного из лучших месяцев года (не в смысле, что этот конкретный был так уж хорош, вовсе нет, но на большом куске Северного полушария мало какой месяц краше июня) стоит вспомнить, что не только подписи коммунистических газет, но и названия месяцев достались нам от римлян. Январь, например — месяц Януса, бога порогов и пограничных состояний, бога-привратника, который своими двумя лицами смотрит одновременно в прошлое и будущее. На римском Форуме было святилище Януса, что-то вроде узкого коридора с дверью с каждой стороны; эти двери запирали во время мира и отпирали во время войны. Запертыми они стояли очень редко, практически никогда. Кстати, “двери” по-латыни ianua.
Февраль — месяц очищения, от februa, “очистительный обряд” — слово темное, возможно, сабинского происхождения. Март — месяц Марса; Апрель — этимология темна, возможно, от этрусского искажения имени греческой богини Афродиты. Май — в честь богини Майи, матери Гермеса-Меркурия. Июнь — в честь грозной Юноны, супруги Юпитера-громовержца. Дальше два лизоблюдских названия — июль, в честь Юлия Цезаря, и август, в честь Гая Октавия Турина-младшего, известного впоследствии как Август.
Дальше скучно: месяцы с сентября по декабрь — это порядковые номера с седьмого по десятый. Но почему, ведь это месяцы №№ 9-12? Ну, видимо, когда-то в незапамятные времена римский год начинался с марта, и сентябрь действительно был седьмым и так далее. Но было это так давно, что достоверных сведений о таком изначальном календаре толком нет.