Яндекс выкупает у Убера его долю в своем фудтехе
Сделка, как обычно,
сконфигурирована не просто. После объединения с Такси с Драйвом в конце 2020 года, Уберу
принадлежало 33,5% в СП, в которое входило также направление фудтеха - Еда, Лавка и Доставка. Яндекс за $1 ярд заберет себе весь фудтех, логистику и самоуправляемые автомобили — в целом довольно дешево, инвесторы должны быть довольны. Плюс заберет еще 4,5% акций СП и получит возможность в течение двух лет выкупить у Убера оставшиеся 29% в СП за $1,8-2 ярда. При этом, судя по всему, Яндекс выкупает активы полностью за счет собственных средств, без привлечения допинвестиций с рынка. То есть у компании явно запасены возможности для маневров по части развития бизнеса.
Теперь несколько соображений по сути сделки.
Сделка по выкупу фудтеха позволит Яндексу интегрировать его с направлением екомма. Эти два направления во всем мире активно тянутся друг ко другу. Причем с обоих сторон – так, Amazon активно развивает доставку продуктов (Амазон Фреш), причем агрессивно выходит на такие конкурентные рынки, как Европа, Индия, Япония, Сингапур. С другой стороны DoorDash, изначально доставлявший только еду, активно развивается в сторону доставки товаров повседневного спроса. У нас, кстати, тоже Вайлдбериз с Озоном все пристальнее
смотрят в сторону доставки продуктов и еды из ресторанов.
Синергия этих направлений очевидна, ведь как минимум для доставки используется один и тот же канал. А интеграция Маркета и Еды с Лавкой в один суперапп
уже дает сервисам дополнительный импульс.
В целом мы видим, что пандемия коренным образом изменила потребительские привычки. После первого сентиментального порыва вернуться после самоизоляции в оффлайн-магазины и рестораны, люди продолжили пользоваться удобными сервисами, которые они распробовали во время самоизоляции. Это касается и еды из ресторанов (
рост на 40%) и доставки продуктов питания (
в 2,5 раза), и интернет-торговли в целом (
рост на 44%).
Интересно также посчитать. Если предположить, что опцион исходит из той же оценки, то весь бизнес такси с каршерингом оценен в $6,2-6,9 ярда. Мы можем отсюда вывести стоимость 4,5%, купленных сейчас ($280-310 млн) и вычтя ее из уплоченного ярда, получить стоимость выкупленной доли Убера в фудтехе и селфдрайве - $690-720 млн. В фудтехе Яндекс выкупил у Убера по трети (33,5%), в селфдрайве - 19%. Если учесть, что ранее фудтех Яндекса аналитики оценивали в 1,5 ярда, а беспилотный бизнес - в 7 ярдов, то в этой сделке цена этих активов, кажется, не слишком высока. То есть для Яндекса это очень хорошая стоимость, не зря год вели переговоры о цене.
Есть и другие цифры. У Яндекса почти 321,7 млн акций класса А, к текущему моменту они подорожали на $3,3. Таким образом капитализация компании выросла на $1,06 млрд — больше стоимости сделки. Это исторический рекорд стоимости акций и компании в целом, сейчас она составляет более $27,3 млрд.
И еще одно. Ранее Блумберг писал, что Яндекс рассматривает возможность покупки доли Uber в Такси, как
альтернативу проведению IPO «Яндекс.Такси». Так что, возможно, в ближайшем будущем IPO можно не ждать.