Каждый амстердамец знает о велосипедах Swapfiets с синей передней шиной, так заметно выделяющейся на фоне остальных. Таких велосипедов много и в других городах страны, и с каждым днем становится все больше.
Концепция Swapfiets (
https://swapfiets.nl/en) максимально проста: вы покупаете "подписку" на велосипед, ежемесячно отдавая 16,5 евро за обычный (omafiets) или 19,5 за велосипед c 5 скоростями. Если при пользовании с велосипедом что-то случится, звонок в поддержку решит все проблемы: в течение дня дефектный велосипед вам обменяют на другой, но идеинтичный и, конечно, с синей шиной. Удобно. Именно поэтому всего за год компания увеличила число клиентов со 150 до 18500 (!!!) человек.
Swapfiets идут в ногу со временем: недавно в Амстердаме они запустили пресэйл на электро-веосипеды (e-bikes) за 75 евро ежемесячно и, хотя на дорогах я их не замечала, на сайте написано, что они уже out of stock.
Короче, проект студентов дельфтского университета, нацеленный в первую очередь на их же социальную группу, оказался очень популярным не только среди целевой аудитории. Реклама на Vice и узнаваемое синее колесо сделали свое дело: в больших городах клиентов из студенчества потеснили экспаты, приезжающие в Амстердам с достаточным бюджетом и нежеланием иметь какие-либо трудности.
Культуру Swapfiets как социального явления рассматривает философ Зигмунт Бауман. По его словам, наше время характеризуется все более гибкими связями. Общество становится подвижным, и это отражается на скорости установки контакта и его разрыва.
Местным "старой закалки" при этом знакомо владение собственным велосипедом: сначала вы к нему привыкаете, потом он становится неотъемлемой частью жизни, ломается, царапается, ржавеет, его нужно чинить и смазывать и, если его не украдут, вы будете строить отношения с ним годами, если не десятилетиями. Потому что он только ваш. Эти простые радости жизни, так близкие голландцам, проходят мимо клиентов Swapfiets, для которых велосипед становится продуктом, подлежащим замене.
Термин «своп» идеально подходит для описания происходящего социального развития: увеличение временных, свободных и разъезжающих по всему миру жителей городов приводит к тому, что остается все меньше людей, вступающих в долгосрочные связи с окружающим пространством. Так, международные студенты сознательно выбирают учебу в Нидерландах и «иностранный опыт», но не знакомство с ключевым элементом голландской культуры — обслуживанием собственного велосипеда. Так, экспатам, благодаря которым сейчас растет население Амстердама (
https://t.me/amsterdammer/492), не приходится общаться с мастером по ремонту велосипедов, изучать голландский язык или устанавливть социальные контакты в пабе за углом. Город превращается в жилой аэропорт для транзитных жителей, а плотность синих передних шин в нем становится символом этих необратимых изменений.