Если это не злой умысел, то это проее. промах по планированию, что боялись закрывать существующее, пока новое не поставили. Или вообще не исключили. Весь госплан недомыслил? Какая-то тогда возня подковерная, чтобы мощности не обновлять и держать их до упора. Ну реально, как будто всё застыло на приёмке и так и работало, пока не остановилось. Или вот огромные предприятия, всё разнесено, большие полёты везде. Но блин ремонтный цех в одном углу завода или отвал за несколько км. Логистика так может съесть всё даже с дармовым бензином и электричеством по 5копеек.
Это промах общей системы менеджмента или, как тогда говорили, бюрократизма. ) Туда же, к этим самым промахам, следует записать и стремление каждого отдельного предприятия к автаркии, когда, грубо говоря, химический завод (с которого началось всё это обсуждение) заводил у себя и автобазу, и собственные локомотивы, и металлообрабатывающий цех, и изготовление (для ремонтных нужд, но всё же) резиновых изделий, и даже собственный совхоз (я, впрочем, тут беру пример Славянский ПО Химпром).
Неудивительно (хотя, бесспорно, и печально), что рыночек всех этих монстров порешил в первую очередь