S
1) Бедность — это продукт отношений неравенства в обществе
Прежде всего надо понимать, что бедность характеризуется не только набором жизненных средств, доступных бедному, но и его — бедного — положением в обществе. То есть, бедность — это явление прежде всего социальных отношений. Так, в книге «Экономика каменного века» М. Салинз утверждает, что, несмотря на низкий уровень потребления, в обществе древних людей не было бедных в современном смысле слова.
Наиболее примитивные из народов мира почти не имеют имущества, но они не бедны. Бедность не есть малое количество предметов потребления, не является она и отражением простого соотношения между целями и средствами; она, прежде всего, выражает отношения между людьми. Бедность — это социальный статус. И как таковая она является изобретением цивилизации. Она выросла вместе с цивилизацией, одновременно с несправедливым разделением на классы и, что особенно важно, налогообложением, из-за которого крестьяне-земледельцы могут оказаться более беззащитными перед лицом стихийных бедствий, чем аляскинские эскимосы на зимней стоянке.
(М. Салинз. Экономика каменного века, 1999)
Заметим, что и в наше время в различных обществах — различный порог бедности по абсолютной величине потребляемых бедным общественных благ (понятно, что НЕ потреблять вообще никаких благ ни одни бедный на планете не может).
И, наконец, что можно сказать о современном мире? Считается, что от одной трети до половины человечества каждую ночь ложатся спать голодными. В Древнем Каменном Веке эта категория должна была быть куда малочисленное. Наша эра - эра беспрецедентного голода. Теперь, во времена величайшего развития технической мощи, недоедание институализировано. Произведем инверсию еще одной весьма уязвимой формулы: голод как явление растет абсолютно и относительно по мере эволюции культуры.
(М. Салинз. Экономика каменного века, 1999)
2) Неравенство растёт почти всюду, и даже в Китае
Широко известны данные Тома Пикетти о динамике неравенства в различных стратах общества США по доходам за последние 250 лет. В США средний доход гражданина за 1978-2015 годы вырос на 59%. При этом у 10% самых богатых - вырос на 115%, а у 50% самых бедных - упал на 1%. При рассмотрении средних доходов по иным процентным долям у 1% самых богатых доходы выросли на 198%, у 0,1% - выросли на 321%, а у 0,001% - на 685%.
Вам ведь очевидно, почему Пикетти делит процентиль самых богатых до тысячных долей процента, а процентиль самых бедных делить смысла нет? Конечно же потому, что сокращать доходы (а с ними и потребление жизненных средств) можно лишь до определённого минимума, а вот доходы богатых просто не имеют ограничения сверху.
Что касается мировой ситуации и сравнения стран, то группа исследователей THE WORLD INEQUALITY LAB на базе Парижской школы экономики (в которую вошёл и Пикетти) опубликовала доклад о росте неравенства во всём мире в последние десятилетия. В России «в последние десятилетия» произошёл такой резкий скачок неравенства, что общество до сих пор не оправилось от шока. И хотя в последние годы, из-за экономического спада, неравенство в России почти не растёт (остаётся чуть ниже, чем в США и чуть выше, чем в Китае), в нашем обществе господствует обратное представление.
https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-summary-russian.pdf