Size: a a a

Броневик Ленина

2019 November 12

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
Давайте, чтобы вас развлечь, я сюда буду кидать куски про бедность?

1) Бедность — это продукт отношений неравенства в обществе

Прежде всего надо понимать, что бедность характеризуется не только набором жизненных средств, доступных бедному, но и его — бедного — положением в обществе. То есть, бедность — это явление прежде всего социальных отношений. Так, в книге «Экономика каменного века» М. Салинз утверждает, что, несмотря на низкий уровень потребления, в обществе древних людей не было бедных в современном смысле слова.

Наиболее примитивные из народов мира почти не имеют имущества, но они не бедны. Бедность не есть малое количество предметов потребления, не является она и отражением простого соотношения между целями и средствами; она, прежде всего, выражает отношения между людьми. Бедность — это социальный статус. И как таковая она является изобретением цивилизации. Она выросла вместе с цивилизацией, одновременно с несправедливым разделением на классы и, что особенно важно, налогообложением, из-за которого крестьяне-земледельцы могут оказаться более беззащитными перед лицом стихийных бедствий, чем аляскинские эскимосы на зимней стоянке.
(М. Салинз. Экономика каменного века, 1999)

Заметим, что и в наше время в различных обществах — различный порог бедности по абсолютной величине потребляемых бедным общественных благ (понятно, что НЕ потреблять вообще никаких благ ни одни бедный на планете не может).

И, наконец, что можно сказать о современном мире? Считается, что от одной трети до половины человечества каждую ночь ложатся спать голодными. В Древнем Каменном Веке эта категория должна была быть куда малочисленное. Наша эра - эра беспрецедентного голода. Теперь, во времена величайшего развития технической мощи, недоедание институализировано. Произведем инверсию еще одной весьма уязвимой формулы: голод как явление растет абсолютно и относительно по мере эволюции культуры.
(М. Салинз. Экономика каменного века, 1999)

2) Неравенство растёт почти всюду, и даже в Китае

Широко известны данные Тома Пикетти о динамике неравенства в различных стратах общества США по доходам за последние 250 лет. В США средний доход гражданина за 1978-2015 годы вырос на 59%. При этом у 10% самых богатых - вырос на 115%, а у 50% самых бедных - упал на 1%. При рассмотрении средних доходов по иным процентным долям у 1% самых богатых доходы выросли на 198%, у 0,1% - выросли на 321%, а у 0,001% - на 685%.

Вам ведь очевидно, почему Пикетти делит процентиль самых богатых до тысячных долей процента, а процентиль самых бедных делить смысла нет? Конечно же потому, что сокращать доходы (а с ними и потребление жизненных средств) можно лишь до определённого минимума, а вот доходы богатых просто не имеют ограничения сверху.

Что касается мировой ситуации и сравнения стран, то группа исследователей THE WORLD INEQUALITY LAB на базе Парижской школы экономики (в которую вошёл и Пикетти) опубликовала доклад о росте неравенства во всём мире в последние десятилетия. В России «в последние десятилетия» произошёл такой резкий скачок неравенства, что общество до сих пор не оправилось от шока. И хотя в последние годы, из-за экономического спада, неравенство в России почти не растёт (остаётся чуть ниже, чем в США и чуть выше, чем в Китае), в нашем обществе господствует обратное представление.
https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-summary-russian.pdf
Елена, по словам антрополога Дробышевского помереть в каменном веке от голода и/или холода было запросто, поскольку уровень материальной культуры был крайне низок (хотя люди обходились и им, в том числе в результате жесточайшего естественного отбора.) - по современным меркам это была общность нищеты, но с совершенно другим социальным контекстом: не вследствие угнетения и эксплуатации, а в следствии никакого развития производительных сил.
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
Елена, по словам антрополога Дробышевского помереть в каменном веке от голода и/или холода было запросто, поскольку уровень материальной культуры был крайне низок (хотя люди обходились и им, в том числе в результате жесточайшего естественного отбора.) - по современным меркам это была общность нищеты, но с совершенно другим социальным контекстом: не вследствие угнетения и эксплуатации, а в следствии никакого развития производительных сил.
Ну я Вас к книге отослала. Помирали не избранные просто. А ГЛАВНОЕ - помирали не потому, что им люди из соседнего дома (как правило, это были родственники, кстати) - НЕ ДАЛИ ПОЕСТЬ. Кроме того, Дробышевский не про гоминид часом рассказывал?
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
Ну я Вас к книге отослала. Помирали не избранные просто. А ГЛАВНОЕ - помирали не потому, что им люди из соседнего дома (как правило, это были родственники, кстати) - НЕ ДАЛИ ПОЕСТЬ. Кроме того, Дробышевский не про гоминид часом рассказывал?
А! Ну, у нас избранные тоже хорошо живут, чо...
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
Ну я Вас к книге отослала. Помирали не избранные просто. А ГЛАВНОЕ - помирали не потому, что им люди из соседнего дома (как правило, это были родственники, кстати) - НЕ ДАЛИ ПОЕСТЬ. Кроме того, Дробышевский не про гоминид часом рассказывал?
Дробышевский про всех рассказывал - от питекантропов до современности. Больше всего про сапиенсов.
Крайнее у него было про ледниковый период, а это ок 12 тыс лет назад, если память не врёт, но что-то в таком временном масштабе - недалеко.
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
Дробышевский про всех рассказывал - от питекантропов до современности. Больше всего про сапиенсов.
Крайнее у него было про ледниковый период, а это ок 12 тыс лет назад, если память не врёт, но что-то в таком временном масштабе - недалеко.
Ну вот сейчас у Вас на районе - лежит Сапиенс без медпомощи. И он её не получит, хотя у Вас, я думаю, есть 3 тысячи на медпомощь. И у меня на районе - тоже лежит в подъезде. И тоже не получит, хотя у меня на днях появятся деньги.

Вам это понятно? )
Как эту ситуацию Вы представляете в "обществе" каменного века? Никак.
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
Ну вот сейчас у Вас на районе - лежит Сапиенс без медпомощи. И он её не получит, хотя у Вас, я думаю, есть 3 тысячи на медпомощь. И у меня на районе - тоже лежит в подъезде. И тоже не получит, хотя у меня на днях появятся деньги.

Вам это понятно? )
Как эту ситуацию Вы представляете в "обществе" каменного века? Никак.
В каменном много где можно было лежать без медпомощи, да и помогала она так себе)
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Но суть понятна
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
В каменном много где можно было лежать без медпомощи, да и помогала она так себе)
ещё раз.
(1) Каменный век. Помощь не оказывается потому, что ЕЁ ПРОСТО НЕТ
(2) Наш век. Помощь не оказывается потому, что ОНА ЕСТЬ, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Видимо, надо статью отредкатировать. Если Вы не поняли, то ещё кто-то не поймёт.
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
То есть автор (насколько волюнтаристски?) для своего исследования берёт слово "бедность" именно в современном социальном ключе.
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
То есть автор (насколько волюнтаристски?) для своего исследования берёт слово "бедность" именно в современном социальном ключе.
Эээ. А у Вас есть сведения о состоянии понятия бедности в каменном веке?
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
"И этой хохмой Эйнштейн хотел удивить Одессу?" (цит.)
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
"И этой хохмой Эйнштейн хотел удивить Одессу?" (цит.)
В смысле? Вам прямой вопрос задали - о движении (изменении) понятия бедности. Вы не хотите использовать современное понятие бедности. А КАКОЕ хотите тогда использовать?
источник

АГ

Александр Гущин... in Броневик Ленина
Serguei
В каменном много где можно было лежать без медпомощи, да и помогала она так себе)
Я в данном вопросе встану на позицию озвученную в статье. Понятно дело что сравнивать научные, производственные и всё прочие силы и возможности современности и каменного века - нелепо. Возможности людей сейчас несоизмеримо выше.
Но тем более чудовищна и нелепа ситуация когда имея такие возможности человечество допускает смерть своих членов от голода или болезней которые легко могут быть излечены.

В каменном веке кстате за жизнь каждого члена боролись потому что, это сила рода, племени и смерть каждого ослабляла племя в целом. Теперь же на смерть людей от голода смотрят " ну да печально, нужно было лучше работать".
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
Эээ. А у Вас есть сведения о состоянии понятия бедности в каменном веке?
У меня есть сведения о других значениях слова "бедность" в современных языках, в том числе и применимые к каменному веку.
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
У меня есть сведения о других значениях слова "бедность" в современных языках, в том числе и применимые к каменному веку.
Ну давайте тогда сюда свои сведения.
источник

ZP

Zoya Pedonova in Броневик Ленина
Serguei
"И этой хохмой Эйнштейн хотел удивить Одессу?" (цит.)
Вот это не считается грубостью?
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Elena Vasiljeva
В смысле? Вам прямой вопрос задали - о движении (изменении) понятия бедности. Вы не хотите использовать современное понятие бедности. А КАКОЕ хотите тогда использовать?
Я про то, что исследование тривиально
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Zoya Pedonova
Вот это не считается грубостью?
Нет. Это шутка. Зоя, в интернете смешно обижаться на людей.
источник

EV

Elena Vasiljeva in Броневик Ленина
Serguei
Я про то, что исследование тривиально
Какое исследование - "тривиально"? )))
источник

S

Serguei in Броневик Ленина
Бедность - жизнь в нужде, состояние того, кто постоянно нуждается. (Ожегов)

Ещё словарные надо?
источник