Хорошая статья
Насколько я понимаю, науч поп движуха попала ровно в ту же яму немного раньше
Дмитрий, я об этой проблеме думаю не первый месяц и понимаю, чем Вам статья Азаряна понравилась - конкретно тем, что автор высказывает неудовлетворённость текущим положением дел в "левом движении", которое порой сливается с "левой пропагандой".
Конечно, бросается в глаза, что "левые взгляды" для современных "левых" - не являются тем, чем они были для революционеров начала XX века. "Левые взгляды" пока что предстают в трёх незрелых формах:
1) Онлайн-развлечения, часть цифровой развлекательной медиа-индустрии. Характерны беседы в этом чате "о том, как пропаганда повлияла на мои взгляды", где "мои взгляды" - сродни браузеру, который ты предпочитаешь, или марке сматфона, которую ты выбираешь.
2) Бесплатный образовательный сервис для желающих (в Нск в библиотеке параллельно с кружком работает клуб испанского языка), для участников выступающий как хобби или увлечение. Мои коллеги на работе и родственники относятся к моим занятиям марксизмом так: "Лена у нас ещё марксизмом увлекается, разносторонний человек". Они с интересом слушают рассказы об условиях труда, о закономерностях в сфере движения заработной платы и тп, но никто из них не примеряет к себе эти сведения. В кружке-НСК есть рабочий завода, но его "марксисткие убеждения" никак не отражаются на деятельности его рабочего коллектива: все коллеги считают его занятие формой увлечения, приемлемой в обществе. Это, конечно же, - признак "класса в себе", в отличие от "класса для себя". Признак незрелости революционной ситуации.
3) Форма политической активности граждан в рамках буржуазной демократии: голосования, лайки и репосты, в пределе - медийные акции и уличная активность, которые влияют на динамику буржуазной политической системы (скверы, шаманы, мусорные полигоны, и всё то, на что живо реагируют государственная власть и СМИ).
Если почитать работы Ленина "Что делать", "Детская болезнь левизны...", то там сквозь описание конкретных ситуаций и эпизодов классовой борьбы прослеживается одна четкая приоритетная линия, которая сущностно определяет классовую борьбу, в отличие от иных форм общественно значимой и общественно принятой активности: это живая, деятельная, организационная связь политического субъекта с субъектами общественного производства (коллективами работников). Так, левые эсеры имели такую связь ("влияние") на Тульских оружейных заводах, а большевики - на Путиловском, и тд.
Когда мы задаёмся вопросом о том, что такое популизм, и обращаемся к историческому опыту, мы находим следующий ответ на этот вопрос. Популизм - это явление отрыва (деятельного, организационного отрыва) политического субъекта от класса или прослойки, интересам которой он служит в политической борьбе, взятых именно как субъекта производства. Именно процессы такого "отрыва" - и обусловили поражение меньшевиков, социал-демократов, эсеров и левых эсеров, и победу большевиков в ходе политических процессов в России. Естественно, что для партий, служащих интересам угнетённых классов и прослоек, - такой "отрыв" имеет следствием "сближение" с господствующим классом - буржуазией. Исторически популизм - появился задолго до XX века, в разных странах, он описан и Марксом, и Энгельсом, и Лениным на конкретных примерах, как явление, хотя и не был назван словом "популизм".
Именно усугубившийся и вопроизводящийся "отрыв" политического субъекта от класса/прослойки и составляет сущность популизма в наше время, когда Баиры Цыреновы, Алексы Ципрасы, Хуаны Гуайдо - олицтворяют такой "отрыв", будучи "королями лайков и репостов", "предводителями митингов" и "победителями голосований", не более.
Характерно то, что прокатившиеся по России инциденты протестов врачей и медработников (не волна протестов, а именно серия инцидентов) - не имеют "политического цвета". Врачи в борьбе за свои экономические интересы, за условия труда, не имеют ни "белого", ни "коричневого", ни "красного", ни "зелёного" политического "цвета". Почему? Потому что это именно низовое движение, имеющее пока что не политический, а социально-экономический генезис: "не важно, какого цвета кошка, лишь бы она..."