Короче, идеальное - это форма общественной деятельности. Например, закон стоимости, деньги, статуя или полковое знамя. Просто бывает идеальное неопредмеченное и опредмеченное (овеществлённое), но это всегда - указатель на форму общественной деятельности, и баста.
Аналогия. Вот есть общественный организм, а люди - его клетки, не имеющие возможности узреть как сам организм в целом, так и законы его существования, которые захватывают эти клетки как мелкие частицы - туда-сюда, и, вместе с тем, именно работа клеток составляет ткань всего организма.
Законы жизни общественного организма на различных стадиях его развития складываются из стихийной деятельности его клеток, однако ни одна клетка сознательно поменять эти законы не может. Это понятно?
Вот фрилансер, который работает по 14 часов в сутки, чтобы выиграть конкуренцию у своих коллег. Он ведь объективно способствует снижению стоимости своей собственной рабочей силы. Но поделать ничего не может.
Такая ситуация длится около 50 тысяч лет, вплоть до XIX века, когда происходит развитие научного знания о социальном организме - который по прежнему нельзя узреть как предмет, но можно изучать опосредованно, с помощью методов истории, статистики, социологии и тп.
В XIX веке совокупный человек (в лице его "частичных клеток" Рикардо, Смита, Гегеля, ... , Маркса) открыл, наконец, объективные законы самодвижения огромного общественного организма.
Но можем ли мы сказать, что совокупный человек овладел теорией (и практикой)? Разве что он предпринимает попытки с 1917 года.
Кажется так, что отдельные клетки организма стали зрячими, тогда как сам организм - как целое - по прежнему остаётся слеп.
Но при этом каждый из нас, как и Маркс, - остался его клеткой, не более. Так что же произойдёт в случае, если научный марксизм - верен в отношении этого нашего слепого организма?