Elena Vasiljeva
Я тоже щас сожрала кусок хлеба со сметаной.
Вчера перед сном хотела рассказать, о чём говорили мы на кружке, и заснула. Собственно, обсуждали отличный Очерк 8 Ильенкова.
1) Говорили о разделении труда и формировании "частичного человека" (по Марксу) на протяжении где-то 50 тысяч лет.
Сами понимаете: пока человек берёт и потребляет непосредственно из природы, он подобен оленю и столь же полезен, как олень (потому и каннибализм). Затем, когда освоено производство с помощью примитивных орудий и ручного труда, человек - становится полезнее своего собственого тела, и тогда он уже - не добыча, а раб, работающий инструмент.
Разделение труда появляется в рамках общины-племени, и растёт. Однако все конкретные науки появляются в моменты, когда практика и мышление неотделимы друг от друга: земледельцу важно измерить свой участок, взвесит зерно, и начала математики - появляются как продолжение физического труда. Без земледелия - не было бы математики, и пахарь в буквальном смысле сделал Евклида.
Проходят тысячеления, и уже Леонардо Да Винчи - это гений, указующий путь человечеству, герцог Сфорца - покровитель гения, а итальянские крестьянин и ремесленник без имени - суть земная грязь, темнота... И хотя в это время ещё есть возможность проследить производственную связь между крестьянином, герцогом и Леонардо, но герцог и Леонардо - вряд ли считали, что их сделали итальянский крестьянин и ремесленник.
Впрочем, и сейчас учёный в калифорнийском кластере уверен, что думает-то - именно он, а не тупая индонезийская швея. Максимум - она шьёт его рубашку. )) Так появился современный "частичный человек" и его идеалистическое мировоззрение.
Короче, остановимся на том, что Академия Платона - появилась не случайно, а в тот момент, когда "частичные люди" интеллектуального и идейного труда - провозгласили силу и власть той самой "части", которой и была подчинена их деятельность.
Власть идеального над материальным - это гипотеза людей, являющихся привелигированным жертвами оформленного разделения труда. )) И весь идеализм с тех пор держался именно на этом.