Elena Vasiljeva
🎈 Я попыталась суммировать то, о чём сегодня говорили. Могу ошибаться. Поправляйте, если что.
Что есть газета, обои, машина, телевизор, сматфон и Телеграм?
Газета.
Потребительная стоимость газеты в удовлетворении потребности человека читать новости, публикации. По своей сущности это идея, а по явлению вещь, бумажный лист с текстом. Газета продаётся как вещь, выпускается серийно и массово с затратами труда, вёрстка газеты осуществляется единожды и не является существенной частью её потребительной стоимости. Потребление газеты предполагает массовую грамотность граждан. Инфрастуктура обучения людей существует отдельно от производства газет.
Обои.
Потребительная стоимость обоев в удовлетворении потребности украсить стены помещения узором. По сущности это изображение (идея), а по явлению бумажные рулоны с рисунком. Обои есть товар, вещь, выпускается серийно и массово, дизайн обоев осуществляется единожды и является существенной частью их потребительной стоимости.
Машина.
Потребительная стоимость машины в удовлетворении потребности индивидуального быстрого передвижения и перевозки грузов. Это вещь, товар, выпускается серийно и массово с затратами труда, проектирование и дизайн машины осуществляется единожды. Проектирование - существенная часть потребительной стоимости машины, а дизайн - нет. Для массового использования машин необходима доступная сеть продажи топлива для них. Инфрастуктура заправок существует отдельно от производства авто.
Телевизор.
Потребительная стоимость телевизора в удовлетворении потребности просмотра теле-СМИ (теле-транслятор). Это вещь, товар, выпускается серийно и массово, с затратами труда. Проектирование осуществляется единожды. Потребление телевизора невозможно без подключения к сети вещания. Телевизоры и инфрастуктура сети вещания существуют раздельно друг от друга, но с учётом существования друг друга.
Сматфон.
Потребительная стоимость сматфона в удовлетворении потребности коммуникации, чтения и просмотра СМИ и интернет-контента, в фото и видео-съёмке, ведении записей, слежении за временем, вычислениях и др (коммуникатор, транслятор, маломощное ЭВУ). Это вещь, товар, выпускается серийно и массово, с затратами труда. Потребление сматфона невозможно без подключения к сети сотовой связи и к интернету, а также без установки программного обеспечения. Инфрастуктура сотовой связи и интернет-сети существуют отдельно от производства сматфонов. Программное обеспечение устанавливается на сматфон, либо обеспечивается "облачно" (см. SaaS).
Телеграм.
Потребительная стоимость Телеграма в удовлетворении потребности коммуникации, чтения и просмотра информации в определённой форме (интерфейса). Телеграм есть идея, комплекс текстов на языке программирования. Создание Телеграма осуществляется единожды, затем он массово тиражируется без затрат труда на множестве устройств, используется сколь угодно большим числом людей сколь угодно долго. Телеграм - не товар. Для его потребления требуется специальная вещь - компьютерное устройство, например, сматфон.
Как редактор-любитель, отмечу что интернет-сеть это масло масляное (нет - от английского network, сеть)
А как сисадмин - Telegram это программно-аппаратный комплекс, неотъемлемой частью которого являются сервера, к которым подключаются клиенты на наших смартфонах. Потому правильнее как-то сказать, что это не идея, а комплекс. Например, "комплекс программ, вычислительных машин, на которых эти программы выполняются, компьютерных сетей, соединяющих эти машины..."