Обычно у нас возникает много разных проблем из-за наших отвлечений. Например, некоторые люди заинтересованы в учении и есть учителя, которые передают и объясняют учения.
Мы идем туда и говорим: «Как здорово, мне нравится, столько объяснений, эти учения великолепны». Мы записываем слова учителя, но для чего? Мы записываем, потому что считаем их интересными и думаем, что однажды мы что-то применим, но этот день никогда не наступает.
На следующий день приезжает еще один учитель, и мы получаем еще больше учений, но вместо того, чтобы применять то, что записали, мы думаем: «Вот еще один учитель, передающий учение. К нему идут люди, учитель снова объясняет, передает столько замечательных вещей».
И мы записываем вторую коллекцию, третью, четвертую, и так целую жизнь мы только коллекционируем записи. Предполагается, что однажды мы захотим их применить, иначе мы бы не записывали. Но это знаменитое «однажды» так никогда и не наступает, а наша жизнь проходит.
В один прекрасный день жизнь подходит к концу, и в тот момент все, что у нас есть, это коллекция бумаг. Мы не интегрированы и ничего конкретного не сделали. Такая угроза существует. Отвлекаясь, мы следуем таким путем.
Даже если наша коллекция очень хороша, мы не можем захватить ее в бардо. Умирая, мы все оставляем. Она не пригодится даже нашим детям. Было бы хорошо, если бы она пригодилась будущим поколениям, нашим детям, но им она не нужна, потому что дети хотят поступать так же, как мы, ведь они дети и у них своя жизнь. Они хотят собрать свою собственную коллекцию.
Тогда наши учения и все, что мы изучили за всю жизнь, становится бесполезным. Мы не должны этого допускать. Если мы заинтересованы в Дхарме и у нас есть желание учиться, нам нужно перевоспитать свой ум.
Обычно мы всегда следуем за умом, но мы не должны следовать только за умом, нам следует перевоспитать свой ум, чтобы мы смогли применить истинный смысл учения, сделав что-то конкретное.
©Чогьял Намкай Норбу Ринпоче