#КлассическиеБуддийскиеТексты#буддизм
"Молодой Сарипутта спрашивает у почтенного Ассаджи: "В чем состоит учение твоего учителя?" Услышав ответ, он достигает "вступления в поток". (Это одна из сутт, выбранных царем Ашокой (270-232 до н.э.) для изучения и применения всеми буддистами, будь то монахами или мирянами).
ТЕКСТ:
В то время в Раджагахе жил странник Санджая с большой общиной странников – которых было 250. И тогда Сарипутта и Моггалана практиковали святую жизнь под руководством Санджаи. Они пообещали друг другу: "Кто из нас первым достигнет "Бессмертное", расскажет о том другому".
Почтенный Ассаджи, встав рано утром, надев свою накидку и взяв чашу для подаяний, вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством в том, как он приближался и удалялся, смотрел прямо и назад, сгибал и вытягивал свою руку, он шел, опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Странник Сарипутта увидел, как почтенный Ассаджи вошел в Раджагаху, собирая подаяние. Наполненный достоинством, ... опустив глаза, и каждое его движение было безупречно. Когда он увидел его, к нему пришла мысль: "Очевидно, что это один из тех людей на земле, кто достиг архатства или встал на путь архатства. Что, если я подойду к нему и спрошу его: "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?". Но тогда странник Сарипутта подумал: "Это неподходящее время, чтобы задавать ему вопросы. Он идет за подаянием в город. Что, если я последую за этим монахом, который нашел путь для тех, кто ищет?"
Тогда почтенный Ассаджи, пройдя по Раджагахе в поисках подаяния, ушел, собрав полученное подаяние. Странник Сарипутта подошел к нему, обменялся дружественными приветствиями, и завязал вежливый разговор, стоя сбоку от него. Стоя там, он спросил: "Твой ум светел, мой друг, ты выглядишь чистым и свежим. "Чьим путем ты следуешь, отказавшись от мира? Кто твой учитель? Чье учение тебя радует?".
"
Есть, мой друг, великий мудрец, Сакьямуни, вышедший из рода Сакья. Я следую путем этого Благословенного. Он – мой учитель. Учение Благословенного меня радует".
"А в чем состоит учение твоего учителя? Что он провозглашает?"
"Я новичок, мой друг, недавно посвященный, я только в последнее время пришел к этому учению и дисциплине. Я не могу подробно объяснить это учение, могу лишь вкратце объяснить суть".
Тогда странник Сарипутта сказал почтенному Ассаджи:
"Ты можешь говорить много или мало,
но расскажи мне именно суть.
Именно суть мне и нужна.
Какой смысл в лишнем красноречии?"
Тогда почтенный Ассаджи дал такое объяснение Дхаммы страннику Сарипутте:
"Тех явлений, которые порождены причиной,
рассказал Татхагата причину,
А также каково их прекращение, –
вот что исповедует великий аскет".
Когда странник Сарипутта услышал это объяснение Дхаммы, к нему пришло безукоризненное, безупречное видение Дхаммы:
"Все, что подвержено возникновению, подвержено прекращению".
"Если даже это вся Дхамма,
то ты постиг
беспечальное состояние,
незамеченное, упускаемое нами
несметное число эр".