Из итоговых наблюдений за прямой линией Путина.
***
Общая стилистика.
Очень сдержанно и деловито. Ну, или скучно — это уж кто к чему привык. Случилось это от инновационного формата без клоунов в зале, от унылости ведущих или по желанию главного действующего лица, — бог весть.
***
Статистика.
Однако рекорд по продолжительности всё равно получился — больше 4 часов, не шутка.
***
Особенности процедуры и повестки.
Впервые Путин отдувался за всю власть не в одиночку, а посадил на селектор министров и губернаторов. И большинство хозяйственных вопросов переадресовывал им. Кстати, и сами хозяйственные вопросы — то ли случайно, то ли умышленно — на этот раз формулировались с прицелом не на частный случай, а на общенациональный масштаб.
Такое разделение обязанностей можно считать иллюстрацией к первому же сегодняшнему путинскому тезису — про правительство. Мол, вот же они, голубчики: я из поназначал, они планов понастроили — пусть теперь и работают, их и трясите. Показательно, как технично переадресована в правительство проблема пенсионного возраста.
Досталось и согражданам. Несколько раз Путин навязчиво напомнил, что они тоже власть, раз уж такая демократия. Мол, я вам строил институты гражданского общества? Строил. Вот и пользуйтесь — контролируйте, влияйте, добивайтесь. Преемника тоже избирайте (шутка). Можно через прокладку ОНФ, а можно и без неё. И только про ЕР ничего не присоветовал.
Так вот ты какой, приоритет внутренней повестки.
***
Внешняя повестка.
Путин привычно (может, даже по инерции) оживлялся на внешней повестке, а также на оборонной. Практически в трогательном слиянии одного с другим. Любит он их.
Но и там у него всё у него как-то буднично. Потому что внешние проблемы доведены в прежние сроки правления до того состояния, когда жить не мешают.
В сегодняшнем путинском изложении внешняя повестка — действительно внешняя, даже посторонняя. Мы, мол, её видим и учитываем, но наши планы и заботы она мало влияет.
Хотят «международные партнёры» нас кошмарить — и хер с ними, нам-то что. Хотят по-хорошему — пускай с нами договариваются, мы завсегда готовы изложить свои интересы как константу. Как скажете.
***
Единственный выстрел.
В новом свете реинкарнирована Украина. Причём тоже без лишних эмоций.
Киеву велено не лезть на Донбасс. В противном случае обещаны «тяжёлые последствия для украинской государственности». Впрочем, и без последствий — Путин приговорил Украину к статусу недееспособного административно-территориального образования.
А вот людей оттуда велено принимать в российское гражданство.
Это предупреждение? Или решение? Понимайте как знаете.