Продолжаем рассуждения о вреде и пользе фейков.
Часть 2️⃣Начало где-то там:🔼
https://t.me/Nevrotique/4272***
...А вот вам фейки более земные, но не менее не поддающиеся законодательным определениям. Из совсем близкой эпохи.
Для начала — про текущую целесообразность.
Советская военная пропаганда 1941 года была целиком построена на фейках, что касается фактов. Согласно сводкам Совинформбюро, Красная Армия в первые недели войны перемолола чуть больше трёх вермахтов. Даже странно, кто там оказался к осени прямо на МКАДе. А уж до Волги через год, по статистике, вообще некому было бы дойти
Но из этих фейков советская пропаганда филигранно выстроила такую адекватную картину страшной реальности, которая при этом не сеяла в народе панику и безысходность: на нас напал нечеловеческой мощи враг (вот факты), мы всеми силами ему сопротивляемся (вот факты), мы наносим ему потери (вот факты), враг нам по силам, победа будет за нами, братья и сёстры. Всё в сумме — чистая правда.
Причём даже фейки Совинформбюро — были тогда только в обобщении. Каждый конкретный советский гражданин мог убедиться, что конкретный артиллерийский расчёт сжёг вот столько вражеских танков, конкретный лётчик — сбил вот столько вражеских самолётов, конкретный пехотинец — скосил вот столько вражеских солдат. Лукавство — в сумме.
Но при этом каждый советский гражданин видел (по тем же сводкам Совинформбюро), с какой скоростью захватчики прут по родной земле. Несмотря на.
Итоговый эффект: щас мы трохи поднажмём — и враг будет разбит.
Как учит нас наука история, так оно в конце концов и вышло.
***
А вот локальная конкретика, которая в конечном итоге разрослась до глобального культурного масштаба.
Очерк журналиста «Красной звезды» о героях-панфиловцах — чистая правда. Фейк там — только цифра «28». Да и фейк-то добросовестный: на момент публикации у журналиста была именно такая информация из первоисточника.
Но именно цифра «28» стала легендой, фактом истории и национальным культурным достоянием, которое останется с нами на века. И ничего точная наука история с этим поделать не может.
Так же, как наука история ничего не может поделать с Ледовым побоищем в гениальной киноверсии Эйзенштейна, которая разнузданный фейк, но стала неоспоримым фактом.
***
Это всё к чему.
1️⃣ Провести административную границу между фейком и достоверным медийным продуктом современное законодательство не в силах. Юридически и идеологически. Оно способно только легализовать, с одной стороны, выборочный произвол и, с другой стороны, право специально отобранных пиар-политтехнологов на тупой непрофессионализм.
2️⃣ Но и этой поблажкой условная «киселёвская пропаганда» воспользоваться с пользой для родины не сумеет. Ну, неспортивно же её сравнивать с советской «левитановской пропагандой» — это даже биологически разные виды, не то что интеллектуально. Столь же неспортивно сравнивать условно «михалковский» кинематограф с «эйзенштеновским» —хотя, надо признаться, тут мы как раз наблюдаем робкие обнадёживающие тенденции. Да и то по большей части — через упёртость и самодурство конкретного Мединского, которое, как и всякое случайное самодурство, имеет свои персональные косяки и пределы здравого смысла.
3️⃣ Единственное решение всей этой коллизии — внятная, адекватная и последовательная государственная информационная политика. Содержательная и стратегическая, административная и технологическая.
https://t.me/orda_mordora/495 Но чтобы она появилась, требуется цивилизационный проект уровня сталинских пятилеток и тотальная химиотерапия пиара головного мозга в политико-медийных сословиях. Ну, тупо чтобы понимать, что мы хотим сказать людям и кто это сделает.