Лизинговые компании - это лишь один из довольно безобидных способов уйти от жесткого регулирования Банка России.
Куда более интересный случаи уступки прав требований и увод плохих активов с баланса банка, а соответственно освобождение от обязанности создавать резервы. Подобные сделки всегда финансируются самим же Банком: выдается кредит условно (по всем формальным критериям) надежному заемщику, который впоследствии выкупает плохие кредиты у самого банка. Конечно регулятор борется с подобными схемами - у каждой пятой отозванной лицензии банк занимался подобным.
Однако, хоть ЦБ и борется с подобным обманом, игроки на банковском рынке не прекращают изобретать все новые лазейки: продают портфели плохих розничных кредитов с неформальным обязательством обратного выкупа, заключают договора с открытой датой (в сейф), структурируют сделки через оффшорные компании (фонды, трасты), либо зашивают в структурированные ноты под видом рыночных размещений.
Всего разнообразия возможных вариантов не ограничить узконаправленными (в юридическом смысле) критериями, особенно в тех случаях, когда действующее в РФ законодательство даже не всегда имеет нужные определения либо довольно размытые определения видов компаний, родов их деятельности, форм сделок.
Поэтому ждем более широкого применеия Регулятором такого инструмента как "Мотивированное суждение", которое было применено, к примеру, в случае с ЮГРОЙ, а также в ряде других громких отзывов лицензий либо санаций (Татфондбанк, Мособлбанк, Внешпромбанк), когда формальные критерии, предусмотренные законодательством выполнялись, НО реальное содержание "банковской" деятельности этих организаций не вписывалась в понимание классического банкинга.
Основной посыл Регулятора: форма не должна преобладать над сутью.
https://m.vedomosti.ru/finance/articles/2017/11/14/741579-banki-uveli-trln @KotElviry