
После того, как на Youtube было выложено моё выступление на онкологической конференции “Белые Ночи 2016” под названием “Основы общения с пациентом: от “спасибо” до судебного иска”, я стал получать много сообщений и писем по поводу приёмов общения, сообщения плохих новостей, ведения научной работы по этой теме в России. На прошлой неделе пришло несколько писем с просьбой высказать мнение о том, как себя вести при сообщении пациентам (семье) об осложнении или медицинской ошибке. Эти письма заставили меня ещё раз пройти курс усовершествования, предлагаемый нашим хирургическим сообществом, по этой теме. Прослушав лекции, сдав небольшой экзамен по этим материалам и получив 1.5 часа кредита на свой счёт (для продления своей лицензии), я почувтствовал себя готовым и компетентным изложить основные положения этого курса, ответив на вопросы моих корреспондентов.
Зачем врачу учиться общению с пациентами? Я лично изучаю этот вопрос для того, чтобы поддержать свой профессионализм, чтобы учить резидентов и студентов в своей клинике, и преподавать этот предмет любым желающим докторам. Всё то, что я расскажу, не является моей собственной точкой зрения. Меня научили этому в америкаснкой резидентуре, на работе и в моем профессиональным обществе. Тема общения с пациентами в США преподаётся на учебных видео профессионального общества American College of Surgeons.
Есть несколько опорных моментов в общении с пациентами, которые транслируются от общей идеи в процессе обучения до применения в практической деятельности врача. Этическая основа исследований и рекомендаций - прагматизм и уважение человека, сфокусированность на пациенте. В конечном счете, именно пациент- то лицо, которое платит за решения врача своим здоровьем, временем и деньгами.
По определению, медицинская ошибка - это нарушение в следовании принятому плану лечения (в общем смысле слова, на английском - care for the patient) или неправильное принятие решения для достижения (правильной) цели. Осложнение - это отклонение лечебного процесса от идеального предсказуемого результата с измеряемыми последствиями. Для пациента важны скорее всего и ошибка и осложнения, и труднее всего ситуации, когда осложнения происходят в результате медицинской ошибки, т.е. случается пересечение множеств событий. В теории заявления медицинских сообществ (в подавляющем числе стран) совершенно однозначны: надо быть честным с пациентом и информировать о врачебных ошибках и осложнениях в полной мере. На практике, очевидно истинное положение дел - пациента информируют о врачебных ошибках, по некоторым оценкам, в 25% -80% случаев. За последние 20 лет много исследований было сделано на тему причин медицинских ошибок и поведения участников конфликта (врачей и пациентов), а также методов снижения потерь от этого конфликта.
Что хотят пациенты в ситуации, когда произошла ошибка или осложнение? Эмоциональная составляющая проблемы - пациент расчитывает на уважение к себе. По мере значимости, основные вопросы, волнующие пациента, такие: "Что случилось", "Почему это случилось" и "Кто именно виноват в этом". При этом пациент рассчитывает: услышать извинение за конкретную ошибку, кто именно совершил ошибку, узнать, какие меры были предприняты, чтобы этого больше не случилось, и получить компенсацию.
Доктора в это время думают (в порядке значимости): "Как избежать наказания", (от начальства, органов надзора или судебного иска), "Как сохранить своё лицо" Врач в данной ситуации чувствует себя потеряными и беспомощным, чувствует профессиональную несостоятельность, и абсолютную невозможность (неловкость) даже приблизиться к разговору об ошибке или осложнению. При всём этом, эти доктора искренне хотят делать свою работу качественно и быть уважаемыми людьми. Ничего в человеке не меняется, но сама ситуация кардинально меняет личность пациента в глазах врача. Именно этот разрыв мотивации пациентов и докторов - источник конфликта, ведущий к разрыву между декларируемым требованием быть честным и о