22 мая ГД приняла закон о контрсанкциях в отношении иностранных государств в третьем чтении.
Закон дает возможность президенту и правительству составить список запрещенных для ввоза в Россию товаров и сырья, за исключением жизненно необходимых товаров, которые не производятся в России.
Очень интересно, как принятие закона прокомментировал член Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Исаев: «Хотя он был поддержан всеми фракциями, мы могли принять его в любую минуту единогласно, но закон широко обсуждался и с бизнес сообществом, и с экспертами, и с общественными организациями. И в результате сегодня мы можем твердо заявить, что закон поддержан не только всеми фракциями, но и абсолютным большинством нашего общества».
На самом деле закон по факту никем из вышеперечисленных не поддерживается. Когда проходило первое чтение данного законопроекта, буквально все высказали возмущение и категорическое неприятие содержащихся в нем предложений. Общественников, возмутило предложение запретить ввоз американских лекарств. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и банковских структур потребовали проведения родных консультаций по законопроекту, так как, по их мнению, его принятие в изначальном виде, могло заставить зарубежные компании уйти из РФ. Серьезные замечания к нему высказало даже государственно-правовое управление президента (
https://www.kommersant.ru/doc/3628754). В итоге законопроект превратили фактически в ненужную фикцию, так как из него убрали всю суть. Никаких упоминаний на запрет каких-либо конкретных товаров. Ничего. ГД просто «наделила» президента и правительство правом составить списки запрещенных для ввоза товаров. Де факто это право у них и раньше было. И тем не менее даже сейчас претензии Главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохина к закону остаются в силе:
1) Недостаточно подробно была прописана процедура, как правительство, внося соответствующие предложения президенту, должно обосновывать эти предложения.
2) Должно быть прописано финансово-экономическое обоснование и анализ финансовых и экономических последствий того или иного решения, а также более четкие критерии, что такое «страна, присоединившаяся к американским санкциям».
Ничего этого с момента первого чтения не было сделано (
https://www.pnp.ru/politics/glava-rspp-rasskazal-chto-nuzhno-dorabotat-v-zakone-ob-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-soblyudenie-sankciy.html).