Из этой лекции Peter Levine — general partner at a16z (Andreesen Horowitz) — “Введние в продажи для основателей стартапов” я узнал всё что когда-либо хотел узнать как работают продажи в стартапе. 10/10, боже, 10/10!
- Разберитесь в существующих каналах продажи вашего продукта конечным пользователям. Есть прямые продажи (direct), через партнёров (channel partner, например, аптеки для тех кто продаёт зубную пасту), через OEM — большие компании, имеющие много точек контакта с конечными пользователями, например, HP или Amazon.
- как выбрать на что тратить деньги — на маркетинг или на продажи? Чем больше ваши b2b клиенты, клиентов меньше и продукт сложнее, тем больше денег вы должны тратить денег на продажи и меньше на маркетинг. Чем больше у вас клиентов и тем более b2c, тем больше денег на маркетинг и, вероятно, продажи вам вообще не нужны
- Типичное возражение основателя: «Зачем мне отдел продаж, если я могу сделать крутой продукт и он будет отлично вирально распространяться?» Если вы добавите продажи к freemium-модели, вы будете получать больше денег с клиента, так как отдел продаж будет фокусироваться на крупных клиентах.
- Когда и каких продажников нанимать?
- Есть три этапа построения продаж: a) initiation b) transition c) execution
- initiation — этап, на котором мы не знаем как и кому продукт будет продаваться и 2-3 renaissance rep (должны быть сильные технические компетенции, автономны, без поддержки инженеров), должны найти платящий сегмент и алгоритм продаж. Кого нанимать.
- transition — переход в этап transition случается, когда продажник приносит за год столько сколько стоит сам. В execution вы переходите когда продажник приносит 3Х своей стоимости.
- execution — продажник вам приносит 3-5Х своей стоимости. Кого нанимаем: продажников, умеющих работать в системе с поддержкой маркетинга и инженеров с чётко очерченными границами
- очень важно установить годовую цель по продажам, так как это инструмент принятия решений по инвестициям в продажи и маркетинг + повод изучить рынок и определить стратегию на следующий год
- точность предсказания продаж очень важна. Если вы переоценили план — вы сожгли больше денег на продажниках и у вас неоптимальный ROI. Если вы сильно перевыполнили план — вы мало инвестировали в отдел продаж и компания недополучила денег
- фокусируйте продажников комиссиями на привлечении новых клиентов, так как вам нужно восполнять отваливющихся клиентов. И если продажники будут почивать на лаврах клиентов, которых они привели год назад и мало привлекать новых клиентов, у вас будет падать выручка, так как отваливаться будет больше чем вы будете привлекать
- ускоряйте кривую роста компенсации продажника при приближении к 80% годового плана и ускоряйте её ещё сильнее чтобы получить "бесплатные" и незапланированные деньги для вашей компании, давая очень большую компенсацию продажнику. Не забывайте, что этот клиент с хорошей вероятностью останется на следущий год 🙂
- Квартальный пайплайн в $5 млн превращается в закрытые сделки на $1 млн. 20% — типичная конверсия денег из пайплайна в закрытые сделки
https://a16z.com/2018/09/02/sales-startups-technical-founders/#basics #sales