Из России не выпускают обладателей ВНЖ других стран и второго гражданства
Началась усердная реализация распоряжения Правительства № 763–Р, которое было издано еще 27 марта. "В целях предупреждения проникновения на территорию России новой коронавирусной инфекции" прекращалось движение через сухопутные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через гос.границу — причем в обе стороны, на выезд тоже. Из запрета исключались иностранные граждане и лица без гражданства, дипломаты, дальнобойщики и еще несколько категорий.
Запрета на пропуск через воздушные пункты пропуска (аэропорты) нет, но, как мы знаем, почти все авиарейсы сейчас отменены.
Поскольку практически все страны Европы, объявляя закрытие своих границ, сделали исключение для резидентов страны (иностранцев с ВНЖ и ПМЖ), наивные эмигрировавшие россияне решили, что в отсутствие авиасообщения смогут после визита в Россию вернуться к месту жительства автомобилем. Не тут–то было.
Как сообщила "Фонтанка.ру", известно уже о нескольких случаях, когда россиян с ВНЖ, ПМЖ и даже гражданством других стран не выпустили из России.
Основатель «Русского радио» и хельсинкской радиостанции «Спутник» Сергей Архипов много лет живет в Финляндии. Он не смог вернуться в Хельсинки — его развернули на границе. «Я въехал на территорию России 6 апреля на машине с финскими номерами и по российскому паспорту. У меня за день до этого умер отец, а мама осталась одна. На границе я показал медосвидетельствование и спросил, смогу ли я вернуться? На что получил утвердительный ответ. Затем я просидел 2 недели на карантине. 21 апреля приезжаю к границе со всеми документами, которые мне ранее сказали с собой взять, а мне говорят: «У нас для вас плохие новости — мы не можем вас выпустить», — рассказал бизнесмен. Пограничники сослались на постановление 763–р от 27 марта, заверив, что «свидетельство о смерти не является уважительной причиной для выезда из страны».
«19 апреля при попытке вернуться домой в Финляндию на КПП Вяртсиля меня развернули, сославшись на постановление правительства от 27 марта 2020 года номер 763–р», — рассказал Алексей, который уже 15 лет постоянно проживает в Хельсинки. По его словам, в Россию он приезжает лишь навестить 86–летнюю бабушку–блокадницу в карельской Питкяранте. Приехав к бабушке до введения запрета, он не смог покинуть Россию. «По факту я теряю работу, нахожусь на территории РФ принудительно, работодателю я не могу объяснить, когда я вернусь. У меня нет дохода, фактически я стал человеком без определенного места жительства и без средств к существованию».
Жительница Хельсинки Алла 4 недели остается в Петербурге. «Вся моя жизнь за 20 лет переместилась в Хельсинки, и моя Родина по рождению препятствует моему возвращению домой». В Финляндии у нее остался 20–летний сын, а в Петербург она приехала еще до принятия запрета — 16 марта, навестить мать. Ее предупредили о двухнедельном карантине, на который она согласилась. За это время движение через российско–финскую границу было ограничено.
29 жителей Швеции и Финляндии, застрявших в РФ, направили премьер–министру Михаилу Мишустину обращение о сложившейся ситуации. Адвокат «Агоры» Александр Передрук сообщил, что из 29 подписавшихся 12 — обладатели финского паспорта, однако Россия в любом случае рассматривает их как своих граждан.
Напомню, что в прошлый раз границы страны были закрыты в качестве временной меры в 1922 году, "в связи со сложной внешнеполитической обстановкой" (С). Их открыли только через 69 лет.