Почитал рассуждения Ильи Варламова, кто журналист, а кто блогер. По-моему, вся дискуссия выеденного яйца не стоит. Информационная среда сейчас, как почти всё, гибридная. В ней есть место и журналистам, и блогерам, а их отличие в двух вещах: у журналиста есть начальник, а у блогера его нет; у журналиста есть оклад, а у блогера его нет.
Ну и информационная среда сейчас такова (в ней - переизбыток информации), что скоро главными в ней будут вообще агрегаторы, гибрид робота и журналиста. Все новостные отделы в СМИ уже сейчас агрегаторы, они почти не производят своего контента, а "упаковывают его" (по-русски, переписывают). У малых медиа новости могут давать до 80% трафика, у больших - 40-50%.
На фоне таких медиа, получающих основной трафик от агрегации, пытливый блогер даже выглядит предпочтительнее. Он что-то фотографирует, делает репортажи, размышляет, систематизирует, вычисляет (вот про экономику, к примеру, я уже давно читаю только блогеров в ЖЖ - того же Журавлёва или газовика Корчёмкина). А у Варламова я узнаю о российских городах.
Как я уже говорил выше, в России журналист имеет оклад, который, как правило не зависит от дохода издания. Доходных изданий в России почти нет, они живут либо на деньги олигархов, либо какие-то гранты НКО (из исключений вспомнил только Слон.ру, который на 7-й год существования на подписке вышел примерно в ноль; а также "Такие дела", живущие на благотворительные сборы). По сути. журналист в России сидит на вэлфере (пособии), т.к. его доход не зависит от результата его труда.
А блогера - ноги кормят. Россия - страна бедная, почти без малого и среднего бизнеса. Плюс другая психология у населения, в отличие от Запада: люди не только бедные, но и злобноватые, завистливые, атомизированные (это не упрёк, а данность, проистекающая от недавнего крестьянского прошлого 90% россиян).
По приблизительным прикидкам, самые успешные блогеры типа Варламова или Тёмы Лебедева зарабатывают в месяц 1-1,5 млн. рублей ($200-300 тыс. в год). А в США блоги-агрегаторы типа Mashable, TechCrunch или Boing Boing - по $7-8 млн. в год. Не самый продвинутый видео-блогер-пекарь Розанна Пансино (иногда смотрю, как она печёт пироги) - $2-3 млн. в год (у неё 5 млн. подписчиков на канале). И в США никому здравомыслящему не приходит в голову нападать на блогера, т.к. они часть развитой информационной среды.
Снова приходим к тому, чему учит марксизм: Бытиё определяет сознание. В бедной стране, где медиа род вэлфера, журналист неизбежно будет сбиваться в тусовочку, чтобы защищать от чужаков свой цех. У блогера таких ограничений нет, в т.ч. ограничений от каких-то стандартов или репутации (это в чём-то минус). Но вообще же с появлением денег в стране в целом и у потребителя в частности "расцветут сто цветов" - и журналистика, и блогеры, и агрегаторы, и книжный бизнес (который тоже медиа), и стори-теллинг. В бедном обществе не может быть демократии, а независимые медиа - часть демократии.
http://varlamov.ru/2169567.html