Вчера Андрей Макаревич назвал новый памятник Михаилу Калашникову в центре Москвы «бездарным и уродливым». Обидно, но он прав. В столице опять выросло жуткое детище Салавата Щербакова, как будто мало было горожанам князя Владимира, патриарха Гермогена и других.
https://varlamov.me/2017/kalashnikov_monument/10.jpgОднако российские медиа сумели вытащить на свет божий таких экспертов по скульптуре, как Вассерман, Лимонов и Юрий Лоза. Стрелы общественного негодования полетели почему-то не в создателя памятника, а в Макаревича, который был так неосторожен, что обратил внимание на некрасивый монумент, портящий облик столицы.
Но ключевым экспертом выступил сам автор памятника, народный художник России Салават Щербаков:
«Никому из художников, скульпторов или гитаристов не все равно [на критику], это их профессиональная честность, работа. Это [слова Андрея Макаревича] просто не этично. Но не так уж мне должно быть интересно и важно, что сказал, ну, например, Макаревич. Если бы это была нормальная беседа с приведением аргументов — это одно, но когда человек просто гаркнул, как говорится, это неуважительно не только ко мне, но и к миллионам людей, которым это [памятник Калашникову] нравится».
Кстати об этичности! Ещё в 2014 выходило замечательное расследование (
https://serge-elephant.livejournal.com/410099.html) о методах работы народного художника Салавата Щербакова и его авторском стиле. Краткий пересказ: этот гигант идей украл не только сюжет чужой картины, но и тупо скопировал некоторые элементы.
Я тоже уже рассказывал (
https://varlamov.ru/2200819.html) об этом придворном скульпторе, плодящем на своём конвейере идеологически выдержанные памятники.
Макаревичу, конечно, не повезло. Армия псевдопатриотов до сих пор не простила музыканту его позицию по Крыму, и государственные СМИ ухватились за возможность лишний раз его пнуть.
Но дело не в этом. Просто сейчас нельзя открыто назвать бездарным и уродливым то, что является бездарным и уродливым.
Когда негласный запрет критиковать говно касается архитектуры или скульптуры, становится обидно за детей, которых взрослые ради законопачивания дырки в скрепе обрекают расти в окружении всех этих монстров.
Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал автомат Калашникова «культурным брендом России». Даже если так, это не повод ставить создателю этого бренда уродливые памятники.