В Ельце ребята сделали реконструкцию типичного судна викингов – драккара, по образцу, поднятому в Дании. Строили 5 лет по технологии IX-XI веков. Длина суда 18 метров, ширина 3 с небольшим метра. Осадка – 60 см. Экипаж – 25-27 человек. Весит драккар из дуба такого класса 7-9 тонн.
Такие суда бороздили Балтику и крупные реки Восточно-европейской равнины.
https://www.youtube.com/watch?v=Jso7nK_f_eohttps://www.youtube.com/watch?v=gZ6e99jHu00А теперь в блокнот конспирологу. Как такое судно волоком преодолевало водоразделы (чтобы попасть из одной речной системы в другую)?
Ни поднять такой груз на плечи, ни толкать килевой драккар (40-70 см киль) по настланным бревнам физически невозможно. И уж тем более, экипаж не мог поднять такое судно на крутые днепровские берега и тащить его 9 километров в обход порога по прибрежным холмам. (Кстати, уровень воды на Восточно-Европейской равнине в IX-X вв. был на 1-1,5 м ниже нынешнего, согласно выводам российских археологов и палеогеографов).
Остаются только лодки-однодревки (струги), выдолбленные из ствола дерева. Они без киля и относительно лёгкие. Но одновременно – и маловместительные (4-6-8 человек экипаж).
И из этого факта возникает совсем другая трактовка истории. Например, когда в 860 г. к стенам Константинополя подошла эскадра русов численностью около 300 кораблей, то в пересчёте на экипаж однодревок это до 1,5 тыс. человек дружина. По времени IX века всё равно огромное войска (обычная княжеская дружина в X веке – 100-200, редко 300 мечей), но всё же не 6-10 тыс. человек, как было принято думать раньше.
Ещё один факт – это географическая обособленность трёх крупных ареалов Руси – северо-западного (Новгород и окрестности), Киева и городов верховья Волги. Крупные суда (дракары) из одной речной системы в другую пройти не могли. Крупнотоннажный обмен (зерно, железо) века до XII был минимален (когда обслуживание волоков с перегрузкой товаров на сани зимой всё же наладили; но эта работа всё равно была адовая по трудо- и времене-затратам).
Ну и главное – «путь из варягов в греки» становится второстепенным. Дружины проникать из одной речной системы в другую иногда, при сверхнапряжении сил, могли, но вести регулярную, значимую торговлю – нет.