Буддийское монашество Мьянмы в предыдущие десятилетия вело борьбу против военного правления, но сейчас раскололось в своем отношении к нынешнему перевороту. Некоторые видные религиозные лидеры защищают новую хунту. Текст AFP.
Ежедневно протестующие в Мьянме выходят на улицы, игнорируя угрозы смертельного насилия со стороны сил безопасности. Их ряды пополняются монахами в бордовых одеждах, в основном молодых. Они бросают вызов правилам, запрещающим участие представителей духовенства в политической деятельности, чтобы заявить о своем осуждении генералов.
«Я готов отказаться от своего драгоценного монашества и вместе с народом принять участие в революции», - сказал 44-летний Шве Ох Саядо, который в настоящее время кочует из одного монастыря в другой, пытаясь избежать ареста.
По данным местной правозащитной группы, силы безопасности внимательно следят за монастырями на предмет их активности против режима, и около десятка монахов были арестованы.
Но есть внутри духовенства и жесткая про-военная фракция, которая считает новую хунту защитником идентичности буддийского большинства от предполагаемой угрозы медленной исламской экспансии.
Среди членов этой группы - Пармаукха, ультранационалистический монах с большим количеством последователей, который в прошлом арестовывался за разжигание ненависти к мусульманскому меньшинству рохинджа. По его словам, сохранение у власти Аун Сан Су Чжи приведет к «исчезновению нашей религии, этнической принадлежности и всей страны».
Нынешний раскол далек от картины последнего общенационального восстания в Мьянме в 2007 году, когда именно монахи возглавили огромные демонстрации против прежней военной хунты, спровоцированные внезапным повышением цен на топливо. Представители духовенства ходили по улицам с перевернутыми чашами, демонстрируя свой отказ принимать пожертвования от солдат - смелый жест осуждения.
«Шафрановая революция» вызвала серьезный кризис легитимности диктатуры, ответившей жестокими репрессиями, в результате которых погиб по меньшей мере 31 человек и сотни монахов были лишены сана и арестованы. Среди арестованных был Гамбира, приговоренный к 68 годам тюремного заключения за свою деятельность. Когда он был освобожден в рамках массовой амнистии 2012 года, он обнаружил, что духовенство расколото.
«Многие были убиты или пропали без вести, другие находятся в заключении в течение многих лет и подорвали здоровье. Многие бежали за границу», - сказал 41-летний монах, который сегодня живет в Австралии, имея статус беженца.
Одновременно в духовенстве возникло националистическое движение Ма Ба Та и возрос авторитет харизматичного экстремистского монаха по имени Вирату, которого журнал Time когда-то окрестил «буддийским бен Ладеном». Его риторика и враждебное отношение его последователей к рохинджа помогли мобилизовать общественную поддержку их жестокого военного подавления в 2017 году, названного следователями ООН «геноцидом».
Движение Ма Ба Та было запрещено в 2017 году правительством Аун Сан Су Чжи, но группа продолжала получать покровительство и денежные пожертвования от военных.
Движение заявляет, что военные - единственная сила, способная предотвратить растущую «исламизацию» Мьянмы, несмотря на то, что мусульмане составляют менее 5 процентов населения страны. «Люди, которые могут думать о будущем, не станут протестовать против нынешнего правительства», - говорит Пармаукха. Он обвиняет СМИ в подстрекательстве сопротивления военному правлению в увеличении числа погибших на улицах.
Шве Ох Саядо не согласен, обвиняя в росте числа жертв вооруженные силы, которые «несправедливо захватили власть».
Кодекс монашеской жизни запрещает около 300 тысячам монахов голосовать на выборах или принимать участие в политических демонстрациях. Но Гамбира говорит, что эти правила - для «идеального мира».
«Наша страна погрузилась в хаос. Мы не можем закрывать на это глаза, - говорит он. - Будда учил нас, что независимо от обстоятельств, мы всегда должны оставаться на пути истины».
https://www.channelnewsasia.com/news/asia/buddhist-monks-in-myanmar-split-on-anti-junta-movement-14800760