Size: a a a

Стартап дня Горного Александра

2017 April 22
Стартап дня Горного Александра
Один из вариантов википедии будущего – #стартапдня data.world. В мире, говорят основатели проекта, полно владельцев разнообразных данных. Не данных в понимании Facebook или Сбербанка – терабайтов логов индивидуальных транзакций, а данных в старом смысле из двадцатого века – в каких-то осязаемых обычными людьми объёмах и форматах, excel-ка со всеми футболистами, участвовавших в чемпионатах мира, например.  

Подобная статистика может быть интересна и сама по себе – придуманный мной пример, наверняка, очень многие с удовольствием изучили бы, – но ещё лучше она становится в сочетании с другой. Если, скажем, на года рождения лучших футболистов своих стран наложить динамику рождаемости, то можно узнать, насколько на количество талантливых спортсменов влияет общее количество родившихся детей – вопрос волнительный, даже в моем блоге пару раз горячо обсуждался.

И вот чтобы такие исследования стали возможны, data.world предлагает людям загружать свои данные на одну платформу. Сделано это в виде красивого вебдванольного сайта из середины нулевых – можно регистрироваться, писать посты, лайкать друг друга и подписываться на обновления. Метки, интересы, рекомендуемые авторы, всё это, конечно, тоже есть, не хватает только облака тегов для полноты возврата в 2007-ой. Но главное, конечно, не интерфейс, а сами данные. Каждый пост – не пост, а пост с какой-нибудь табличкой от списка твитов Трампа до стоимости определенных акций сто лет назад.

И с данными есть проблема. Они, во-первых, никак не проверяются по содержанию, такого механизма просто нет. И ерунду люди загружают, по знакомым темам слегка пробежался – ерунды много. Во-вторых, никак не контролируется форма, в одном файле мне просто вирус попался, но даже и у добропорядочных пользователей нет никакого единого подхода или стиля, конвенции по именованию полей или чего угодно стандартизирующего; как статистику сделал или получил, так её и выложил, сервис ни о чем другом не просит.

В итоге даже для любителей чисел сайт в реальности не так полезен и интересен, как замышлялся. Ну да, данные есть, но доверия им никакого, стандартных способов работы с ними нет, да и не так уж много статистики выложено – истинно большая аудитория пока не набрана. Впрочем, даже под слабый продукт, но такую идею денег дают много: от первого релиза ещё и года не прошло, а data.world два раунда по примерно 15 миллионов долларов получить успел. Ну и общественная поддержка, конечно, огромная; все же любят открытый мир, все, кто про проект узнал, хотят помочь, даже ЦРУ какие-то свои старые файлы на data.world выложило.

Монетизации на сервисе нет и, думаю, ещё долго не будет.
источник
2017 April 23
Стартап дня Горного Александра
Для тех, кто фотографирует, есть инстаграм, для тех, кто пишет тексты – medium, ЖЖ или твиттер, для тех, кто сочиняет или исполняет музыку – #стартапдня SoundCloud. Ну а там всё как у всех – подписки, комментарии, лайки, теги, … Из специфических музыкальных функций мне больше всего понравилась привязка комментария к конкретной секунде звучания, а не к треку целиком. Ну и, конечно, прослушивание.

На уровне стратегии изначальный замысел был простой и логичный: молодые и неизвестные артисты будут выкладывать свои произведения на платформу, а люди, которым недостаточно сотни самых популярных треков с радио, будут искать и находить что-то новое и интересное. Одни получают первую раскрутку, другие контент – все довольны. SoundCloud собирался зарабатывать (собственно, он и сейчас так зарабатывает) на рекламе для всех и платных аккаунтах для музыкантов, за деньги они получают дополнительное место для загрузки треков и расширенную статистику того, как и сколько их слушают.

В принципе, экономика могла сойтись – любителей музыки много, отчислений студиям в такой модели нет, чем SoundCloud хуже Yahoo-почты или любого другого прибыльного за счет рекламы продукта? На практике не сошлось. Может быть, как раз тот случай, когда инвесторы все испортили – им же максимальный рост нужен, а не отлаженная экономика, дающая пару процентов маржинальности.

В итоге через 10 лет после запуска на SoundCloud сидят безумные миллионы пользователей, включая многих звезд первой величины, сервис оказывает влияние на карьеры музыкантов, но все это сопровождается безумными миллионами ежегодных убытков. Решить проблему пытаются с помощью новой модели монетизации: подписали договора с правообладателями и запустили для пользователей платный подписной сервис по модели Spotify. В России он пока не работает, в России SoundCloud и рекламу-то не показывает, но в США и нескольких других странах все уже доступно. Как преимущество перед оригиналом выставляется наличие в библиотеке не только хитов, предоставленных мейджорами, но и “свой собственный” UGC от начинающих. Преимущество, на мой взгляд, довольно сомнительное, к тому же и сам Spotify-то тоже убыточный…

Впрочем, совсем скоро уже должны увидеть результат. Инвесторов на долю в компании им находить уже сложно, два из трех последних раундов – обычные кредиты (в случае неприятностей кредитор защищен лучше акционера), до состояния “пан или пропал” осталось недолго. Пока за всё время получено 300 миллионов долларов, максимальная оценка компании – 700 миллионов – была три года назад.
источник
2017 April 24
Стартап дня Горного Александра
Классический “Uber для X” – американский #стартапдня GLAMSQUAD, и в этот раз X равен индустрии красоты. Через мобильное приложение пользователь может заказать себе на дом стрижку, маникюр, педикюр или ещё пяток подобных услуг. В назначенное время к нему приедет лицензированный профессионал (да, как минимум в некоторых штатах США это лицензируемая деятельность), быстро сделает свое дело и уедет навсегда. В следующий раз работать придется скорее всего с другим мастером, выбора по именам или оценкам система не предлагает, кого пошлют, тот и будет.

С точки зрения издержек – это, конечно, оптимальный подход, позволяющий максимально нагрузить каждого мастера, сэкономить время на его перемещениях, да и личного бренда не возникает, платить в долгосрочной перспективе можно меньше. Но с точки зрения пользовательского опыта – конечно, выходит революция и не факт, что она будет хорошо принята. “Это как же, не пойми кто приедет, а в следующий раз новый не пойми кто, я к своему предыдущему мастеру 20 лет подряд ходила, а тут такое!”

Чтобы пользователь такое перетерпел, нужна, конечно, низкая цена, низкая цена всё позволяет перетерпеть. Сейчас GLAMSQUAD относительно традиционных конкурентов дешёвый, но не неприлично дешёвый – его цена процентов на 15 ниже того, что можно найти в офлайне (сравнивать, конечно, надо не с офлайном, а со средней ценой мастеров, приходящих на дом, но её вряд ли кто-то знает). При этом кажется, что это близко к минимальному возможному пределу: сейчас маникюр от GLAMSQUAD стоит $35 за 45 минут, с учетом войти-выйти, одеться-раздеться и хоть сколько-то идти до следующего клиента это в реальности $35 за полтора часа, $23 в час. Мастер получает примерно эту сумму, комиссия сервиса компенсируется чаевыми (20% по умолчанию и непонятно, как от них в интерфейсе можно отказаться) – и это не так уж много за относительно квалифицированную работу. Для сравнения, стояние в пробке в UberX в Нью-Йорке стоит $21 в час.

Пока такой дешевизны для популярности не хватает, стартап вроде бы так и не вышел на нужные для окупаемости объёмы даже в своих первых четырех городах. Впрочем, а) расти ещё точно есть куда, даже Android приложения до сих пор нет, б) последний раунд инвестиций взят под обещания географического расширения – значит по крайней мере инвесторов убедили, что уже почти-почти. Денег на масштабирование получили 18 миллионов долларов.

(И в заключение надо хоть упомянуть московский Shelly, он работает с другой механикой, но на том же рынке. Упомянул.)
источник
2017 April 25
Стартап дня Горного Александра
Я стараюсь писать про B2B-проекты пореже, но уже третий раз нельзя не написать #стартапдня про продукт для фермеров, уж слишком интересные штуки они делают. Американский Farmers Business Network предлагает своим клиентам стать единой силой в борьбе с природой, закупщиками и поставщиками.

Конкретных механик предлагается две. Первая – простой обмен информацией. Фермеры заносят в систему всё, что касается их полей: от урожайности до закупочных цен, и могут сравнить себя со средними и идеальными результатами коллег с поправкой на регион и другие условия. С новыми знаниями становится проще как выбирать семена и удобрения, так и торговаться о ценах. Естественно, чем больше фермер отдает информации, тем больше ему доступно, и, естественно, FBN ручной модерацией и хитрыми алгоритмами следит за адекватностью исходных чисел. Впрочем, подделывать данные, кажется, большого смысла нет: один клиент всю базу данных значимо не испортит при всём желании, а его собственные потери при исключении из клуба могут быть существенными.

Вторая механика нацелена уже исключительно на борьбу с поставщиками: FBN организует для своих фермеров совместные закупки и за счет объёмов выбивает для них дополнительные скидки. В долгую стартап на этом не заработает: по сути он выполняет работу обычного дистрибьютора за меньшую, чем принята на рынке, маржу, но зато сразу дает фермеру измеримую и понятную причину оплатить подписку: одно дело тратить деньги на какую-то там информацию, а другое – сразу их вернуть за счет дешевой покупки чего-то материального.

Собрав базу пользователей под основной сервис, FBN может допродавать и кучу всего слабо с ним связанного. Сейчас, например, реализован “клубный кредит” – зная про бизнес своего клиента практически всё, стартап помогает ему привлечь финансирование по льготной ставке.  

Инвестиции в сам FBN льются рекой – менее чем за три года жизни проект получил около 80 миллионов долларов, последняя оценка – примерно 400 миллионов. И это явно не предел, рынок-то огромный: в США 2 миллиона ферм разного размера, по 600 долларов в год с каждой – это в пределе примерно миллиард долларов выручки без учета остальных источников дохода.
источник
2017 April 26
Стартап дня Горного Александра
В США запрещены онлайн-тотализаторы, закон охраняет психическое здоровье нации, и люди традиционно играли в их заменитель – Fantasy Sports (буду переводить как “воображаемый спорт”, но я не уверен, что это лучший вариант). В начале сезона какого-нибудь НФЛ или НБА виртуальные спортсмены по каким-то правилам и ограничениям набирали себе команды из реальных игроков соответствующей лиги, а дальше после каждого матча из результатов игроков на поле формировался счет в компьютере: забил гол участник твоей команды – получи десять очков, удалили его с поля – тебе минус два. В конце чемпионата подводились итоги, кто-то выигрывал, кто-то проигрывал, но все были довольны – до трусов в игре с длиной раунда в год проиграться невозможно, у закона не было претензий, воображаемый спорт никто не считал тотализатором, даже если выплаты были в реальных деньгах.

Так продолжалось много лет, пока в светлые головы основателей двух очень похожих компаний (FanDuel и DraftKings) не пришла гениальная идея: а давайте сделаем турниры покороче, начнем собирать команду не на чемпионат длиной в почти год, а на тур, продолжающийся несколько часов. Со всех сторон одни плюсы: и массовой аудитории продукт понятнее, не надо результатов полжизни ждать, и ставок человек за год будет больше успевать сделать, и азарта больше, всем интереснее. Новое развлечение они назвали Daily Fantasy Sports (ежедневный воображаемый спорт? мгновенный воображаемый спорт?)

Играть можно было один на один со знакомым или в лигах более-менее произвольного размера со случайными людьми. Участие стоило небольших (или, по желанию, больших) денег, победитель дуэли или несколько победителей лиги забирали себе весь куш за вычетом комиссии сервиса. На незнакомых с тотализатором американцев новая модель воздействовала как ром на индейцев, бизнес попер, поднимались огромные инвестиции, реклама обеих компаний забивала весь телеэфир, аудитория бежала на сайты, выручка росла.  

А потом опомнился закон. Начиная с конца 2015-ого года в разных штатах пошли иски, где-то ежедневный спорт запретили, где-то обложили налогами, где-то суды идут до сих пор – спорят, достаточно ли для победы в такой игре везения или надо умным и знающим быть. Но тех запретов, которые уже случились, оказалось достаточно, чтобы компании подрубить – выручка упала, инвесторы испугались, рекламу пришлось частично выключить, от чего выручка ещё раз упала.

На пике 2015-ого года DraftKings поднимал деньги по оценке два миллиарда, а зарабатывали они на двоих с FanDuels триста миллионов за год при ежегодном кратном росте. Сейчас у них выручка примерно такая же, но уже без роста, зато по-прежнему с убытками – не слишком позитивное сочетание. Осенью прошлого года компании объявили о слиянии, но им пока антимонопольщики не разрешили, DK в ожидании решения успел даунраунд провести.
источник
Стартап дня Горного Александра
Количество и суммарный размер инвестиций в онлайн-сервисы по заказу чего-нибудь. Хайп проходит.
источник
2017 April 27
Стартап дня Горного Александра
И для юристов есть свой #стартапдня: американский casetext разработал систему умного поиска подходящих судебных прецедентов. Механика проекта очень проста: пользователь загружает в систему свой документ, AI ищет в базе всё, что ему кажется подходящим к данному делу. Отличие стартапа от Консультант Плюс и его аналогов в интеллектуальности поиска, запрос не разбивается на отдельные ключевые слова, casetext пытается использовать именно смысл документа.

Доступ к сервису продается по подписке, базовая цена без скидок составляет $120 в месяц – на самом деле очень дешево, если он хоть пару раз за месяц что-нибудь находить будет, то с учетом стоимости человека-часа американского юриста вложения уже отобьются. Обычный же человек может использовать casetext по сути бесплатно – недельный тестовый период есть, а что ещё непрофессионалу может понадобиться? Ради двух разнесенных во времени поисков можно и два раза зарегистрироваться.

Проект технологически сложный, развивается из-за этого относительно медленно, на днях ему исполняется четыре года, но действительно массовым он пока не стал. Инвестиции тоже не очень большие по американским меркам – двадцать миллионов за всё время всего получил. Куш при этом впереди большой: в США миллион триста тысяч юристов, даже по 20 баксов в месяц с каждого это очень неплохой рынок.
источник
2017 April 28
Стартап дня Горного Александра
Покупали когда-нибудь шкаф на заказ? Замерщик приезжает к вам домой, спрашивает длину, ширину и глубину, узнает какие будут полки, какие ящички, какой использовать материал и куда вешать зеркало, вносит все ответы в свою хитрую программку на ноутбуке и озвучивает стоимость (с учетом уникальной личной скидки, разумеется!). Если вы с ней согласны, то через какое-то время к вам привезут шкаф, сделанный именно для вашей квартиры по вашим уникальным требованиям.

Немецкий #стартапдня mycs реализует абсолютно ту же самую модель, но только в онлайне без прослойки из профессионального замерщика и кроме шкафов позволяет заказывать ещё и столы и тумбы. Для каждого изделия покупателю предлагается несколько вариантов базовых моделей, которые он кастомизирует с помощью простенького онлайн редактора с визуализацией. Что-то в духе “добавить выдвижной ящик и складные крышки с обеих сторон, поменять ножки на сплошные, покрасить всё в красный цвет – и в корзину”, вид изделия и его цена меняются при каждом клике. Цена, кстати говоря, немаленькая: приблизительный аналог IKEA-овского стола за 149 евро стоит в mycs €412 – и это за базу до каких-либо индивидуальных изменений, а с ними, естественно, дороже.

Мебель приезжает через две недели, собирать её надо самостоятельно: Германия – не Россия с половиной спроса в одном городе, покупатели распределены по стране, строить службу сборщиков сложно. Зато из офлайновой инфраструктуры есть шоурумы, целых шесть штук, два уже за границей, в Париже и Цюрихе. Развивался проект вроде бы на свои, без инвесторов – это и ценовую политику должно объяснять, венчурного капитала нет, нужна маржа сейчас, а не рост завтра. Впрочем, на днях первые десять миллионов евро стартап получил – хочет в новые страны выходить агрессивнее, там, наверное, и цены конкурентнее будут.
источник
2017 April 29
Стартап дня Горного Александра
Ещё один пример бизнеса вокруг open-source продукта – #стартапдня Confluent. Технология, с которой всё началось, - Apache Kafka, брокер сообщений, написанный на Scala в недрах LinkedIn. Он не так популярен среди гиков, как RabbitMQ, но имеет несколько десятков крупных инсталляций в компаниях типа Twitter и Airbnb.

Confluent, созданный ex-LinkedIn-овцами, хочет работать с ещё более солидными клиентами: банками, страховыми, телекомами и прочими традиционными бизнесами, владеющими большим объёмом данных и желающими их умно обрабатывать. Место Kafka должно быть где-то между их серверами приложений и кластерами Hadoop.

Кроме обязательных инструментов монетизации open source: помощи при внедрении, 24x7 поддержки и тренингов – Confluent продает и Enterprise версию продукта. По сравнению с базовой, сейчас в него добавлены управляющая админка, автобалансировщик и более мощная репликация, но понятно, что набор дополнительной функциональности может расти безгранично.

С точки зрения инвестиций стартап растет удивительно быстро: за два с половиной года жизни поднято порядка 80 миллионов долларов, оценка соответственно недалеко от полумиллиарда. Для сравнения, nginx с аналогичной бизнес-моделью и на два порядка более популярным базовым продуктом поднял 40 миллионов за шесть лет и вряд ли стоит сто.
источник
2017 April 30
Стартап дня Горного Александра
Интересно делать проекты на хайпе, в данном конкретном примере – на хайпе вокруг умных домов. #стартапдня Flo Technologies “изобрел” мониторинг утечек воды для хипстеров. По задумке стартапа, его устройство вставляется в трубу сразу после счетчика и работает оно примерно как счетчик – меряет, сколько воды мимо него протекает. Как только течь начинает больше ноля, но меньше осмысленного использования, датчик решает, что это где-то протечка и сигнализирует о своих подозрениях в облако, а оттуда в приложение на мобильный телефон. Дальше предполагается отключение воды и вызов сантехника – в приложении то и другое делается одной кнопкой, за вызов стартап ещё и комиссию получает.

Разрабатывается этот программно-аппаратный комплекс уже два года, из них год – после получения seed-инвестиций. Сейчас идет бета-тестирование в реальных домах реальных пользователей, дату начала продаж пока не называют. При этом продукты с точно такой же функциональностью (кроме вызова сантехника) минимум пару лет как продаются уже и в российских интернет-магазинах, когда они появились в США, даже подумать страшно.

Тем не менее, хайп всё оправдывает, Flo Technologies в марте получил 11 миллионов долларов инвестиций. 11 миллионов долларов в очевидную реплику, опаздывающую лет на пять-семь, без каких-либо преимуществ достойных упоминания в промоматериалах, и с командой, готовящей тривиальный продукт больше двух лет. Интересно делать проекты на хайпе!
источник
2017 May 01
Стартап дня Горного Александра
Прекрасная иллюстрация зарабатывания денег из ничего и тридцати лет труда –  #стартапдня Jellyvision. Очень старая компания, начинавшая с разработки компьютерных игр ещё в 80-ые годы, нашла свое золотое дно относительно недавно: теперь она занимается разжевыванием очевидных истин для сотрудников больших компаний.

Представьте себе какую-нибудь корпорацию с парой тысяч сотрудников, каждый из которых должен подобрать опции своей медицинской страховки (или пенсионного плана, или даже правильный вариант больничного выбрать). И все они звонят, пишут или приходят поговорить со специальным человеком в HR, а может быть и двумя такими людьми: пара тысяч раз по полчаса – это как раз примерно рабочий год, а полчаса выглядят реалистично, это же США, синие воротнички свои права знают лучше, а общую грамотность – хуже, чем средние офисные сотрудники в Москве.

Jellyvision предлагает прослойку перед HR-ом – специального компьютерного бота, ведущего сотрудника по относительно простому скрипту и приводящего к финальному решению – в конце концов, выбор страховки не такая уж сложная проблема. Сейчас Alex (у бота есть собственное имя) доступен 14 миллионам сотрудников в 800 компаниях, выручка у Jellyvision 20 миллионов долларов в год – т. е. примерно 1.5 доллара за человека или несколько десятков тысяч долларов с компании. Считая зарплату живого консультанта со всеми дополнительными надбавками долларов 30 в час, окупаемость компьютерного помощника начинается, например, если им воспользуется одна треть сотрудников и каждый из них сэкономит 10 минут времени HR – в жизни должно быть заметно больше. С другой стороны, делать и поддерживать своего бота, как бы это ни было просто – явно дороже, да и деятельность для 99.9% корпораций непрофильная.  

Пока продажи с первичными интеграциями стоят для Jellyvision дорого, компания даже инвестиции на это поднимает, но через пару лет будет просто деньги лопатой грести. В России ниша, наверное, свободна.
источник
2017 May 02
Стартап дня Горного Александра
Сегодняшний #стартапдня Hotel Tonight запускался как мобильное приложение-аналог Booking.com для бронирования отеля на прямо сегодня. Злые языки говорили, что самый важный его пользовательский сценарий – не внезапное путешествие, а успешное свидание, но интерфейс ни на что такое не намекает, всё выглядит совершенно пристойно, да и почасовых гостиниц в выдаче нет. По сравнению с любой другой системой поиска приложение выглядит попроще, множества стандартных фильтров нет – это и логично, номер прямо сегодня нужен, не до жиру. Как бы много отелей не было в городе, каждый поиск показывает всего десяток вариантов размещения, зато очень удобно искать именно на нужном кусочке карты.

Цены, разумеется, существенно ниже, чем в обычное время: отельеры понимают, что лучше получить маленькую цену, чем не получить ничего, и дают скидки по сравнению с обычным прайсом. Щедрость в разных местах совершенно разная, в некоторых городах приняты жалкие 10%, а в других можно получить полноценные 80%. Между прочим, если нет проблем с визой или пограничным офицером, а поездка не привязана к какому-нибудь грандиозному местному событию – интересный лайфхак.

Другое дело, что для использования таких скидок совершенно не нужен Hotel Tonight. Отели точно так же передают свои специальные цены в другие службы бронирования – никаких отличий от отдельного приложения кроме интерфейса, а интерфейс – преимущество довольно слабое. Booking.com, например, сначала сделал Booking Now – полный аналог HT, но потом закрыл, пусть пользователи основное приложение скачивают.

Второй неприятный для стартапа момент – ограниченность аудитории. Романтический сценарий, видимо, всё-таки слишком дорог, чтобы быть действительно массовым, а рисковать и ехать в другой город без потенциальной крыши над головой большинству стрёмно. В итоге Hotel Tonight частично поступился принципами – последние два года он научился бронировать не только на вечер, но и на следующую неделю. Скидки на другие дни, естественно, меньше, но могут быть по-прежнему существенны, аудитория больше, комиссия приложения в абсолютных числах тоже больше – кругом одни плюсы, если не считать уже почти полной неотличимости от Booking и заметно худших позиций в лобовой конкуренции.

Впрочем, пока переход на недельную модель позволил стартапу выйти на операционную прибыль, последний раунд брали уже на расширение именно этой модели, а то ещё даже не во всех странах отели подключены. Оценка Hotel Tonight составляет сейчас около полумиллиарда долларов.
источник
2017 May 03
Стартап дня Горного Александра
Пока все ржали над глупой Стрейзанд, фаундеры английского #стартапдня ReputationDefender решили, что это ниша для хорошего бизнеса. Их основная идея: многие пользователи хотят, чтобы в интернете не было на них компромата, и это касается очень многих, от клерка, который влип по пьяни в глупую историю, до пиццерии, которая как-то привезла испорченный заказ. И всем им хочется, чтобы Сеть про оплошность забыла, не нужна им память о прошлом.

Это, естественно, невозможно, Барбра проверила. Но если учесть, что в практическом смысле “интернет” – это первая страница Google по запросу с ФИО человека или названием организации, то ситуация кардинально меняется.  Нужно всего лишь найти или создать десять (ни больше, ни меньше) положительных страниц про этого же персонажа и прооптимизировать их под один конкретный неконкурентный низкочастотный запрос – если потренироваться, то задача тривиальная, почти как конфету у младенца отобрать.

С другой стороны, специфика все-таки есть, любая SEO-контора с улицы за такую задачу не возьмется, хотя бы просто из-за непонимания, что от неё хотят.  И вот тут на сцену выходит ReputationDefender – он для сокрытия неприятностей и предназначен, всё объяснит, всё расскажет, со всем поможет, если надо ещё и обращение по “праву на забвение” отправит в дополнение к SEO-сервису. Прайс у стартапа довольно высокий, от полутора тысяч фунтов за полугодовой пакет, но хорошая репутация ведь бесценна.

Увы, оплачивают этот пакет не настолько много клиентов, как хотелось бы. Основная проблема, кажется, состоит в относительной узости ниши: сервис интересен совсем небольшой категории недозвезд. Взял чуть ниже и John Smith из Citibank уже и сам по себе не ищется, мало ли донов Педро в Бразилии, взял чуть выше и уже даже мэра какого-нибудь города отмыть не так просто, ключевой запрос уже не низкочастотный и не неконкурентный. VIP-тарифы у ReputationDefender тоже есть, но там работа нетривиальная, гарантии результата нет, бизнес-модель консалтинга, а не SaaS-сервиса выходит. А если смотреть на клиентов-юрлиц, то фирмам могут и в какой-нибудь TripAdvisor нагадить, не только “в Google”.

В итоге, суперуспешным стартап не стал, 10 лет он поднимает раунд за раундом, оценка то растет, то даже падает, на сегодняшний день уже порядка ста миллионов долларов освоили, а прибыли так и нет. Но подход мне кажется любопытным в любом случае.
источник
2017 May 04
Стартап дня Горного Александра
Прошедший неделю назад демодень акселератора ФРИИ – хороший повод написать #стартапдня про российский проект. Из выпускников самым интересным мне показался прогресскард – сервис по улучшению кредитной истории. Как и положено стартапу из акселератора, он пока очень маленький, в месяц появляется порядка сотни платящих клиентов, так что смотреть можно только на идею, но идея, по-моему, поста заслуживает.

За 3000 рублей прогресскард разбирается в том, почему его клиенту не одобряют кредиты и помогает решить наиболее типичные проблемы. Утверждается, что 25% отказникам достаточно лишь поправить ошибки-опечатки, внесенные в их историю криворукими сотрудниками банков или каким-то мошенничеством. Другим 75% выдаются фиктивные кредиты, это обойдется ещё в плюс четыреста рублей, но зато положительная запись о возврате. Ну и, конечно, консалтинг – в какой банк с имеющимися данными можно идти, чтобы он уже настоящие деньги дал, история, в конце концов, не самоцель.

Аудитория у стартапа очень широкая, но, увы, по определению не самая платежеспособная – им и так на что-то денег не хватало, а тут ещё платный сервис появляется. Частично противоречие будет решаться за счет тех самых ошибочных 25%: банку приятно, что кто-то занимается углубленным отделением зерен от плевел и, в конечном счете, увеличением числа выданных качественных кредитов, прогресскард надеется в будущем зарабатывать и на этой “приятности”.

На развитие проект ищет 6 миллионов рублей, нынешнюю оценку вслух не говорили, а три месяца назад, перед акселератором, ФРИИ скорее всего входил по 30 миллионов.
источник
2017 May 05
Стартап дня Горного Александра
Американский #стартапдня Zenreach – далеко не единственный, кто пытается сделать некое решение для wi-fi в кафе и подобных заведениях, но про кого-то писать-то надо. Схема его работы довольно прямолинейна. Чтобы попробовать сервис владельцу ресторана требуется зарегистрироваться на сайте, заплатить вступительный взнос, после чего ему по почте приходит уже настроенный роутер, который надо только подключить к электричеству и Ethernet.

Гости заведения немедленно получают открытый wi-fi с вступительной страницей. В первый раз их спрашивают e-mail, пол и возраст, потом, когда Mac-адрес устройства уже знаком, вместо требования регистрации система просто показывает рекламу местных спецпредложений – но основная ценность, конечно, в почте, а не в акциях, акции бумажными буклетиками выходят дешевле и эффективнее. Собранная база почтовых адресов оказывается в CRM-ке от Zenreach и используется как для таргетированных рассылок (“вы не были у нас уже две недели, дарим вам 5% скидки”), так и для аналитики – построения красивых графиков лояльности и повторных визитов. При необходимости данные можно так же переливать во внешние системы и матчить по e-mail’ам со своей онлайн активностью.

Для конечного пользователя Zenreach, разумеется, бесплатен, владелец кафе платит разовый взнос при подключении и месячную подписку – обе суммы базово составляют порядка 200 долларов за точку, но есть скидки за объём и торг уместен. От инвесторов за 5 лет жизни получено 80 миллионов. Интересно, конечно, как успехи этого бизнеса связаны с динамикой развития телеком операторов в регионе: вот в Москве, например, года три назад подобный сервис был бы полезен, а сейчас у всех LTE – и он не нужен, никто e-mail не отдаст; а ещё через пару лет безлимитных тарифов совсем не останется – опять wi-fi станет востребован.
источник
2017 May 10
Стартап дня Горного Александра
Всех с прошедшими праздниками, #стартапдня снова в строю.

Формально Kwai это китайский инстаграм для видео. Далеко не первый, скорее всего, не последний, но отличается от остальных тем, что добился успеха. Про функциональность его что-то рассказывать сложно – действительно инстаграм для видео. Можно снять ролик, можно наложить на него простенькие фильтры и выложить, другие пользователи видят видео в своей ленте и лайкают – поднимите руки, кто не ждал именно этого. Набор фильтров тоже более-менее очевиден – это накладывание музыки, подписи и эффекты в стиле самого инстаграма: поярче, порезче, потемнее… То, что кроме видео можно использовать слайдшоу из фотографий, а ролики в ленте показываются зацикленными – наверное, не так неизбежно, но вряд ли это как-то повлияло на конечный успех.

Почему же тот же Vine и множество других умерли, а Kwai растет? Точного ответа, разумеется, никто не знает, но можно предположить, что дело в способе продвижения и выбранной целевой аудитории. Оригинальный инстаграм шел сверху вниз, начав с самых модных и продвинутых (и только на iPhone, если помните) и, закончив уже всеми подряд. Kwai, наоборот, популярен в китайской провинции среди самой невзыскательной публики и постепенно добирается до главных городов. Связанное отличие – подбираемый в ленте контент. Если упрощать и говорить совсем грубо, то умным и успешным есть что сказать, они смотрят в основном на жизнь знакомых, Джанлукка Вакки – это исключение, а не правило. В Kwai люди попроще, жизнь у них скучнее, и показывают им по большей части что-то яркое и веселое от кого-то, у кого все-таки получилось, контент фишек.нет, а не личного пространства.

Зарабатывает стартап на стриминге и донате, собирая адские проценты между дарителем и вещателем. Вещать разрешается только самым популярным авторам, местным звездам, за пределами Китая нужный статус вроде бы вообще никому не дают. Работает это хорошо, при примерно 50 миллионах общего DAU, выручка у них порядка 10 миллионов долларов в месяц. Стоит проект даже по китайским меркам много – последний раунд был по оценке в 3 миллиарда. Тратить инвестиции будут в том числе и на зарубежные рынке, причем пока выходит так, что первая цель – Россия, у нас единственных уже какая-то аудитория в приложении есть, даже смотреть почти есть что.
источник
2017 May 11
Стартап дня Горного Александра
Американская вариация на тему поиска работы для миллениалов – #стартапдня WayUp. Принципиально всё как в старом добром Хедхантере: есть профили соискателей, есть объявления о вакансиях, обе стороны могут искать друг друга по фильтрам, деньги берутся с работодателей, для кандидатов всё бесплатно.

Первое отличие от классики – специализация на студентах и выпускниках. Существенного опыта работы ни у кого нет, что, конечно, существенно ограничивает круг потенциальных вакансий, но зато подбор по формальным критериям работает лучше: подходящие ВУЗы и средний балл можно поставить в фильтр, а больше в резюме ничего и нет, никакого поля для субъективного “не нравится”. Да, во многом это преимущество выбранной категории, а не сервиса, но кто ж будет разбираться – процент подходящих кандидатов среди предложенных у WayUp высокое, HR-ы довольны, стартап хвастается.

Второй момент – хипстерский интерфейс. Стандартные фильтры есть, но припрятаны, главный элемент UI – подобранные умными алгоритмами вакансии “специально для меня”, искать ничего не надо, надо сразу кликать. Это же ещё раз уменьшает процент отказов, алгоритм не так оптимистичен, как человек, и выбирает то, где больше шансов устроиться, а не то, где лучше всего платят.

Деньги WayUp берет за подписку, раньше пробовали брать за кандидата, но в итоге сменили модель на более привычную. Инвестиций проект поднял 27.5 миллионов долларов, из них 18.5 на днях. Любопытно, что за неизвестную часть “старых” девяти он успел купить клона-конкурента.
источник
2017 May 12
Стартап дня Горного Александра
Во всех странах мира владельцы квартир платят огромные деньги за коммунальные услуги и множество стартаперов хотели бы получать с этих платежей свою комиссию. Один из таких проектов – сегодняшний #стартапдня NeighBro, израильское приложение с русскоязычными основателями.

Стартап пока ранний, денег не поднимал, сейчас ищет seed, пользователей совсем мало, выручка почти тестовая, о больших успехах пришлось бы говорить в будущем времени, поэтому пока об идеях и гипотезах.

Плюшка, на которую предполагается привлекать пользователей, – локальная социальная сеть: опросы, новости, простое общение, по сути красивая замена чата в мессенджере для жителей дома. Ну а где-то рядом с чтением ленты и кнопка для оплаты ежемесячного счета, комиссия меньше процента, почему бы и не заплатить в удобном месте. Пока через NeighBro проходит только оплата “за обслуживание”, это маленькая часть всего ЖКХ, но планируют добавить и свет, и воду, и налог, на которые в Израиле приходится основная сумма.

Канал рассказа жильцам об их потенциальном счастье – “ваад байты”, израильский аналог председателей ТСЖ в домах и подъездах. Приложение частично автоматизирует их нелегкую работу (он и бухгалтер, и курьер, и администратор, и координатор ремонтов) и не берет от них взамен ничего, должно им нравиться.

Другой инструмент привлечения – некая геймификация процесса, если в доме есть пять активных пользователей, вам придет входной коврик от IKEA, а если их будет двадцать, то представители компании Phillips предложат трехмесячную замену лампочек в подъезде и 20% скидку на свою продукцию.

В светлом будущем кроме процентов от платежей зарабатывать можно и на той или иной форме рекламы, а в ещё более далеком и светлом – завоевать Европу и США, seed ведь ищут.
источник
2017 May 13
Стартап дня Горного Александра
Красивая инфографика про гигантов.
источник
Стартап дня Горного Александра
Американский #стартапдня Cognoa занимается скринингом детских психических заболеваний, в первую очередь – аутизма. Механика максимально простая: родитель скачивает приложение, получает 15 вопросов, Умные Алгоритмы на Больших Данных анализируют ответы и выносят один из двух вердиктов: “здоров” или “стремновато”. Во втором случае Cognoa просит загрузить видео ребенка в обычной обстановке для дальнейшей диагностики уже с участием обычных живых врачей, ну а дальше в худшем случае может быть совет “к очному специалисту вам немедленно”.  

О точности и эффективности всего этого процесса судить трудно, FDA, по крайней мере, пока приложение не сертифицировало. С другой стороны, если ложнонегативные результаты выкручены в ноль, а ложнопозитивные не больше хотя бы 50%, а это явно возможно, то получается, что они успокаивают половину тревожных родителей – не так уж плохо за пять минут анкеты и видеосъёмки.

Продается доступ к приложению через HR отделы крупных компаний для их сотрудников, отдельный человек купить его не может при всём желании. За три года жизни стартап протестировал порядка трехсот тысяч детей, что, между прочим, не так уж далеко от технически возможного предела: всего в США рождается примерно 4 миллиона человек в год, больше этого числа стабильно тестировать невозможно.  С другой стороны, триста тысяч это и просто много уже, скоро и статистикой торговать начать можно будет, а не только обследованиями.  Инвестиций поднял одиннадцать с половиной миллионов долларов, хочет на эти деньги таки FDA пройти.
источник